Гжех Пиотровский
Гжех Пиотровский – выдающийся польский джазовый саксофонист и композитор, исполнил на сцене джаз клуба «Эссе» цикл «Six Seasons» из своего нового альбома. В захватывающем музыкальном путешествии по временам года его сопровождали выдающиеся московские джазмены – Антон Ревнюк (контрабас), Владимир Нестеренко (клавиши), Саша Машин (барабаны) и FX Quartet. Проект Гжеха Пиотровского "World Orchestra" объединяет музыкантов-виртуозов со всего мира, в том числе из России. Сейчас идет работа над созданием симфонии по мотивам легендыо трёх славянских братьях - основателях Чехии, Польши и Руси.
Больше о музыканте и его понимании мира нам удалось узнать во время короткого интервью перед выступлением.
Неутомимый творческий поиск вновь привёл Вас в Россию. Есть ли какие-то особенные планы на эту поездку?
Пока что это лишь второй мой приезд в Россию. Первый раз с "World Orchestra" мы играли большим составом в калининградской Филармонии. В Москве же я - первый раз, и очень жалею, что пребывание здесь ограничивается одним днём: завтра на рассвете я лечу в Уфу, где буду дирижировать большим Симфоническим Оркестром Башкирии. Там мы исполним несколько моих произведений, вместе с моим другом Азатом Бикчуриным, который играет на национальным башкирском инструменте – курае. С коллегами из Russian Jazz Scene нам удалось договориться начать культурный обмен между Россией и Польшей. Я очень рад возможности выступать вместе с потрясающими российскими музыкантами.
Как польский джаз воспринимает российская публика?
Я очень сожалею по поводу относительно небольшого артистического взаимодействия между Москвой и Варшавой. Эту тенденцию нужно менять, и я обещаю приложить все усилия, чтобы ситуация начала улучшаться. У нас одна славянская душа. Мне вообще очень нравится играть в Восточной Европе: начиная с Польши и дальше на Восток, люди более чувствительные и играется просто замечательно. Так считают во всём мире! Я не приукрашиваю, так есть на самом деле.
Возвращаясь к славянской тематике… что вдохновило Вас обратиться к фольклору, а именно, к Легенде о трёх братьях – Чехе, Лехе и Русе?
Такой уж я человек, очень люблю масштабные истории. Они неизменно производят на меня впечатление. Нравятся легенды, потому что в них всегда есть мораль. В кинематографе, к примеру, существует целая гамма фильмов, начиная от Гладиатора, который задал новую планку жанру исторического фильма, и заканчивая Властелином Колец. Ну, а я обращаюсь к польским легендам, которые зачастую незаслуженно обходят вниманием, хотя наша история не менее удивительна. Вообще славянская мифология - вещь потрясающая. Я очень люблю ссылаться на её сюжеты, потому что они подталкивают моё воображение к созданию масштабных произведений симфонического жанра, которые объединяют в себе элементы классики, фольклора и джазовой импровизации.
Ваш главный проект - WorldOrchestra подразумевает исполнение музыки разных направлений. Каким образом удаётся соединять классические формы с импровизацией?
Я называю это ар-нуво, или новое искусство. В сущности мы имеем множество стилистик, содержащихся иногда в одном произведении, одном сценическом перформансе, но именно благодаря этой совокупности элементов слушатель и воспринимает наш концерт более полно. На протяжении многих лет я издаю пластинки, участвую в более или менее известных проектах и слушаю очень много джаза. В какой-то момент я понял, что меня начали утомлять бесконечные повторы одних и тех же произведений, и того, как они исполняются. Такое впечатление создаётся у меня даже не как у музыканта, а рядового слушателя. Подходя с этой точки зрения к World Orchestra, я решил проводить концерты таким образом, чтобы создать особенную атмосферу в зале, и призвал на помощь световые эффекты и, в первую очередь, музыку с контрастами – темповыми и динамичными, с резкими поворотами сюжета, чтобы аудитории казалось, что она присутствует на показе фильма. Кроме того, кино в вашей голове отличалось бы от того, что «видел» сидящий рядом с вами слушатель в зале. Стимуляция воображения – вот моя цель.
Кстати, в Кракове каждое лето проводится Фестиваль музыки к кинофильмам. Вы бы не хотели в нём поучаствовать?
Дело в том, что я исполняю музыку к фильмам, которые ещё не отсняты. Это мои собственные картины. У нас есть Легенда о Пясте Колодзее, легенда о Трёх Братьях, сейчас я пишу две симфонии… Надеюсь, что когда-нибудь по ним будут сняты фильмы. И вот тогда мы с World Orchestra наверняка выступим на краковском Фестивале.
Концерты Вашего Оркестра проходят в разных экзотических уголках мира: на платформе посреди озера, на вулкане… Природа России изобилует живописными пейзажами. Какой из них Вы выбрали бы для своего выступления?
Как артист и как обычный путешественник, человек, ищущий интересные места на планете, я с нескрываемым удовольствием объездил бы всю Россию. Не хочу сильно углубляться в тему, но это неправда, что поляки, к примеру, не любят русских. Абсолютно в любой стране мира найдутся радикально настроенные люди. Однако я никогда не сталкивался с негативным приёмом в России. Мои контакты с россиянами всегда были и остаются очень тёплыми. Как я уже сказал, у нас одни корни и схожая натура, которая позволяет нам одинаково тонко воспринимать искусство, природу. Это то, что сильно нас объединяет. Поэтому, если нам с World Orchestra удастся установить с Россией более тесный контакт, это будет прекрасно. Мне бы очень этого хотелось.
Данилова Виктория, корреспондент «Sputnik.Polska»
Фотографии Дарьи Красильниковой
20.03.17