SHALOSH
Трио «Shalosh» – настоящий израильский феномен джазовой музыки. Следуя по стопам великого Авишая Коэна, соединяя в своем творчестве ближневосточные мотивы с импровизационным началом, Shalosh прочно обосновались в лайн-апах европейских джазовых фестивалей. Несмотря на классический формат джазового трио (фортепиано, бас и барабаны), творчество Shalosh – это воплощение того, что сейчас принято называть contemporary music. Экспрессивная манера, присущая скорее рок-музыкантам, чем джазмэнам, с которой участники Shalosh выступают на сцене, с каждым концертом привлекает все новых фанатов в армию поклонников коллектива.
- Как вы думаете ваша музыка интеллектуальна? Надо ли зрителю знать нечто специальное чтобы понять вашу музыку?
Хороший вопрос. SHALOSH на самом деле пытается сломать воображаемый барьер между так называемой «интеллектуальной» музыкой и слушателем. Интеллект играет важную роль в создании музыки, но мы стараемся сделать ее доступной и интересной. Это музыка, которая нравится нам, и поэтому мы считаем, что она будет нравиться и аудитории. Нам приходилось играть перед слушателями, очень далекими от джаза и интеллектуальной музыки, и мы получали от них фантастический отклик.
- Как вы пришли к тому чтобы играть свою авторскую музыку, а не джазовые стандарты, например?
Я и Матан Давид много лет оттачивали мастерство, играя джаз, афробит, фанк, панк и музыку других стилей, а когда нам захотелось найти свой собственный голос, организовали SHALOSH. Поэтому сочинение музыки с самого начала лежало в основе концепции коллектива: мы исполняли только композиции своего авторства и свои аранжировки известных мелодий. Создание и сочинение музыки всегда было главным для группы.
Джазовые стандарты прекрасны, но они далеки от того звука и того настроения, которого нам хотелось достичь. Мы стремимся объединить в своей музыке гармонии и ритмы различных стилей, которые любим: рока, прог-рока, электронной музыки, классической арабской и индийской музыки, а также музыки американских негров (джаза). Синтез этих элементов и определяет саунд наших композиций.
- Как чаще всего создаются новые композиции? Бывает ли, что это происходит в процессе совместного музицирования, импровизации, или один из вас приносит полностью готовую вещь и раздает партитуры остальным участникам группы?
Всегда по-разному, но обычно никто из нас не приносит на репетиции уже готовые вещи. Только идеи, работая над которыми вместе, мы создаем свои композиции. Порой это происходит спонтанно во время турне, в других случаях у нас уходит 3-5 месяцев на поиск нужных звуков. Микеланджело однажды сказал: «Я не делаю скульптуры, я беру камень и отсекаю все лишнее». Примерно так же выглядит у нас процесс сочинения музыки: мы пытаемся отыскать композицию, которая уже существует.
- Назовите три ассоциации связанные с Сибирью, если вы о ней слышали
Ну, мы конечно же наслышаны о сибирских морозах, но я также знаю, что в прошлом в Сибирь ссылали множество художников и интеллектуалов, которые создали в этом холодном краю очень интересную культуру. Нам чрезвычайно интересно побывать у вас!
- Название последнего альбома"Rules of Oppression" связано с музыкальным притеснением в джазовом мире или на это надо смотреть несколько шире?
Нет, это на самом деле политическое и социальное заявление. О стране, которая угнетает другую страну, о современных медиа и интернете, подавляющих личность, о людях, которые подавляют себя, окружающую среду и других людей. Человеческой расе всегда было свойственно стремление подавлять.
Но это конечно относится и к музыке. Может даже в большей степени.
- Чем дышит современный джаз?
Мне кажется, что различия жанров постепенно стираются: джаз, рок, хип-хоп — это все просто слова. По-моему, музыка движется в интересном направлении: все больше артистов игнорируют «правила» жанра и находят свой собственный голос. В то же время Интернет дает нам возможность учиться и знакомиться со множеством интереснейших направлений, подкрепляя музыкальный поиск большим объемом информации.
Беседовал Борис Бородушкин (руководитель концертного агенства КИПРЕЙJAZZ, Красноярск)