АФИША ФЕСТИВАЛИ КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ БЛОГ АЛЬБОМЫ ФОТО СТИЛИ
Легенды джаза Российские джазмены Зарубежные Группы, оркестры
Все

Telliodora / Александра Черноусова

Telliodora (Александра Черноусова) – певица, автор-исполнитель, работающая в России и Великобритании. История Telliodora кажется настоящей сказкой. Она прошла путь от участницы госпел-хора до работы с российскими и мировыми звездами. Сегодня Telliodora – исполнительница международного уровня, вокалистка официального британского трибьют-шоу “The Pink Floyd UK”, записала авторский альбом в одной из топовых студий Лондона с культовыми британскими музыкантами. 

Телиодора: путь от Хабаровска до британской сцены

Телиодора — певица с уникальным тембром и сильным характером, чей путь в мире музыки начался в далёком Комсомольске-на-Амуре. В городе, где джаз был скорее экзотикой, чем популярным жанром, её любовь к англоязычной музыке зародилась ещё в детстве. Она подпевала любимым мультфильмам, не зная, что это станет отправной точкой её будущей карьеры.  

Сначала музыка стала для неё мечтой, затем — целью. Несмотря на отказ в музыкальной школе из-за незнания нот, Телиодора не остановилась. Она занималась сольфеджио частным образом, пыталась поступить в музыкальный колледж, но снова столкнулась с препятствиями: её голос «не серебрился». Однако это не сломило её, а лишь придало больше решимости.  

Москва: джемы, госпел и первые концерты  

Поняв, что родной город не даст ей нужных возможностей, Телиодора переехала в Москву, никому не сказав о своём решении. В столице она поступила в колледж ГМУЭДИ, постепенно осваивалась в незнакомом городе и начала участвовать в блюзовых джемах. Именно там состоялось её первое выступление, которое стало для неё знаковым моментом: публика приняла её с восторгом.  

Позже она попала в известный московский госпел-хор *Moscow Gospel Team*, в который было сложно попасть даже профессиональным вокалистам. Там она провела около четырёх лет, и именно этот опыт позволил ей глубже погрузиться в музыку и понять, каким она хочет видеть своё творчество.  

В 2017 году она организовала собственный коллектив и впервые вышла на сцену Клуба Алексея Козлова, исполняя соул, неосоул, R&B и хип-хоп.  

Лондон: новый этап и Pink Floyd  

Очередной важной вехой в её карьере стала поездка в Лондон зимой 2018 года. Изначально Телиодора мечтала об Америке, но обстоятельства сложились так, что она выбрала Англию. Как оказалось, не зря. Лондон сразу покорил её, и она начала активно искать музыкальные возможности — ходила на джемы, знакомилась с музыкантами, выступала на маленьких площадках.  

Через три месяца ей поступило неожиданное предложение: стать частью официального британского трибьюта *The Pink Floyd Show UK*. Этот проект был согласован с участниками оригинального состава *Pink Floyd*, а его частью являлась легендарная бэк-вокалистка Дурга МакБрум. Для Телиодоры это стало не просто профессиональным успехом, но и подтверждением того, что её голос востребован не только в России, но и на международной сцене.  

Уникальный стиль и признание

Одним из главных вызовов для русскоязычного артиста за границей всегда остаётся акцент. Однако Телиодора превратила его в свою изюминку. Вместо того чтобы полностью избавиться от особенностей произношения, она приняла их как часть своей индивидуальности. Как признались её британские коллеги, её манера пения делает звучание ещё более уникальным.  

Сегодня Телиодора продолжает развиваться, работать над собственной музыкой и искать новые пути для самовыражения. Её история — это не просто путь от маленького города до международной сцены, а пример того, как настойчивость, смелость и преданность своему делу помогают воплощать мечты в реальность.

Мы встретились с Telliodora (Александра Черноусова). Это певица и автор песен, резидент «Клуба Алексея Козлова». Поговорили о том, как Саша переехала в Москву, записала авторский альбом в Лондоне и открыла собственную школу вокала.

 Меня интересует история вашей жизни от первого лица плюс самое интересное из того, что прямо сейчас с вами происходит. Начнем вот с чего: очень банальный вопрос, но почему вы вдруг загорелись джазом?

–  Наверное, мне просто нравилось выделяться. Я родом из Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, и в нашем городе джаз или соул точно не были популярными жанрами. К тому же девочки-подростки в принципе больше предпочитают современную музыку. Мне же хотелось чего-то более размеренного и спокойного, я этим вдохновлялась.

А вообще любовь к англоязычной музыке зародилась во мне с самого раннего детства, когда я слушала и подпевала песни из любимых мультфильмов, которые звучали на английском языке.

Александра Черноусова, вокал

 Кого вы слушали из джазменов? Наверное, Эллу Фицджеральд? Больше всего по голосу вы напоминаете мне именно ее.

– Очень странно, но нет. Моими фаворитами были Нина Симон и Билли Холидей. На мой взгляд, они лучшие, неординарные и очень сильно отличаются от других.

 Вы приехали в Москву поступать в музыкальный колледж?

–  Да. С системой образования у меня были долгие и сложные отношения. Сначала я хотела учиться в музыкальной школе, но мне отказали со словами «Ты же не знаешь нот. Как мы тебя возьмем?». Хотя я всегда думала, что этому как раз там и учат. Поэтому я стала заниматься сольфеджио частно и пыталась поступить в музыкальный колледж. Но я не прошла вступительные, потому что мой голос «не серебрился».

Удивительно, что это не помешало мне попасть в Хабаровский Государственный Институт Культуры. Но на первом же курсе меня постигло разочарование: мы пели одни романсы, и только те, которые нам давали. Я же хотела развиваться в другом направлении и изучать музыку, которая мне интересна. Хотелось больше свободы. После года обучения я бросила институт и уехала в Москву, где поступила в колледж ГМУЭДИ на бюджет.

Я никому не рассказывала, куда еду. Родители бы меня не отпустили, да и я боялась, что не поступлю.

вокал джаз Саша Черноусова

Вы отважный человек, я просто "снимаю шляпу" перед вами. Как домашняя девочка унеслась в другой город за несколько тысяч километров? Как вам хватило духа на это?

–  Наверно, я всегда была таким человеком. Я готова пробовать, пытаться, если это действительно то, что мне нужно. Хотя сама я бы навряд ли додумалась уехать.

В Хабаровске я дружила с одной девушкой, которая в то время как раз заканчивала музыкальный колледж. Она знала, что мне всегда хотелось большего, и предложила поехать вместе с ней в Москву.

Мы взяли билеты и вместе полетели поступать. И обе поступили!

Классно. Это, как сказка про Золушку! Но в Москве сложно жить, особенно, когда рядом нет близких. Как вы адаптировались? Когда впервые выступили на сцене, и попали в госпел?

–  Сначала я не думала о выступлениях. Когда ты уезжаешь из маленького города так далеко, в твоей голове есть только страх. Первое время я не гуляла, ездила только в колледж и назад в общежитие. Лишь спустя полгода я побывала на Красной площади. До этого просто боялась.

Когда я более-менее освоилась, я стала ходить на блюзовые джемы, потому что очень хотела петь блюз. Помню, как я впервые спела на одном из таких. Всем тогда очень понравилось мое выступление, и тогда я сразу же начала искать себе музыкантов. Конечно, в основном там были взрослые дядечки за 40, которые не хотели начинать все сначала и работать с какой-то молоденькой девочкой. У них уже были свои коллективы и куча работы. Но все же у меня получилось это сделать. Мой коллектив просуществовал год и назывался «Александра Черноусова & Friends». Но, к сожалению, лидером была не я, а блюз всегда перетекал в какой-то твист и рок-н-ролл.

Потом я начала увлекаться госпелом и заинтересовалась, есть ли в Москве госпел-колективы. Тогда мне рассказали про Moscow Gospel Team, в который очень сложно попасть. У них был полный набор, но им всегда требовались сопрано. Тут пришлось немного схитрить, так как я точно была не сопрано. Тем не менее я прошла прослушивание и работала с коллективом где-то 3,5-4 года.

Сначала это был не такой известный и востребованный хор. Мы просто собирались по воскресеньям в церкви и репетировали. Выступления были там же. Никаких концертов на других площадках и работы со звездами. Все пришло постепенно. Но именно с госпел-хора началось мое становление. Я стала больше узнавать музыку.

После этого я собрала уже свой состав, свой коллектив, нашла бэк-вокал. Первый концерт был в 2017 году в Клубе Алексея Козлова. Мы играли соул, неосоул, R&B и хип-хоп.

Неосоул, как мне кажется, очень близок к джазу. Свою музыку я слышу именно как соул, неосоул, R&B.

 Как вы попали в Лондон? Когда случилась очередная чудесная ступенька?

–  Она случилась зимой 2018 года. Тогда я училась в школе английского, в которой студентов отправляли по обмену в Америку и Англию. Конечно, с самого детства я мечтала об Америке. Наверное, каждый хоть раз в жизни хотел побывать в LA. Но получить визу туда оказалось намного дороже, чем в Англию. К тому же с визой мне бы тоже не помогли. Я расстроилась, но согласилось поехать в Лондон.

Но оказавшись там, я поняла, что это город моей мечты. Это место, где мне захотелось жить и развиваться. Я стала ходить на всевозможные джемы. Бывали моменты, когда я просто подходила к исполнителям на концертах и просила спеть. Я не знала тех песен, которые играли, но мне давали микрофон, и я пела. Насколько сильно я этого хотела.

Уже через 3 месяца, в марте, меня позвали в официальный британский трибьют группы Pink Floyd – «The Pink Floyd Show UK». В Британии очень популярны трибьюты. Люди с удовольствием ходят на их концерты, если у них нет возможности послушать оригинального исполнителя.

 Да понимаю. У нас тоже делают трибьюты групп.

Да, но в России это клубная история, она не так популярна. А там эти группы собирают стадионы. Тем более это официальный трибьют, который согласован с музыкантами оригинального состава группы. Они передали нам право исполнять их песни. Наш гитарист – племянник одного из музыкантов Pink Floyd. Помимо этого, с нами выступает бэк-вокалистка Pink Floyd – Дурга МакБрум. Она ездила во все туры с группой и прописала бэк-вокал во всех альбомах. В Европе она настоящая звезда, ее все знают и принимают очень тепло.

И так получилось, что я тоже попала в этот трибьют. Мы сотрудничаем уже 4 года, и это очень круто.

Александра Черноусова, трибьют Пинк Флойд

–  А как же с язык? У меня всегда возникает огромный вопрос к нашим исполнителям. Ведь сразу слышно жесткий славянский акцент, который очень режет ухо. Как вам удалось перейти эту границу? Когда я слушала ваши записи на YouTube, я вообще не услышала никакого акцента. Я, конечно, не суперзнаток английского языка, но часто общаюсь с иностранцами.

– Я с 2-х лет слушала английские песни. Когда ты постоянно поешь на английском, даже на ломанном, ты все равно впитываешь эту культуру. Плюс мне помог музыкальный слух. Но я не стала работать над акцентом полностью. Когда я приехала записывать свой альбом в Британию, я была очень зажата и переживала за свое произношение и за тексты, которые написала. Тогда мой музыкальный продюсер сказал, что нет смысла что-то менять. Таких девушек, как я – хорошо поющих, молодых, красивых, работающих в подобном жанре, делающих такую же классную музыку – очень много. А я отличаюсь за счет того, что у меня есть свое произношение.

 Т. е., наоборот, эта маленькая изюминка не ухудшила, а выделила тебя?

–  Да. Несколько британцев делали мне комплименты и говорили, что у меня необычное произношение.

Был еще интересный момент. Один мой знакомый, который родился и вырос в Америке, как-то спросил меня: «Почему русский акцент не может быть сексуальным? Испанский акцент может, португальский может, а русский нет?». На самом деле может и звучит! Просто все в нашей голове. В русском акценте нет ничего плохого. Главное, чтобы было хорошее, правильное произношение, и носители могли тебя понять

Давайте теперь поговорим о вашем альбоме. Считаю, что огромная веха для любого исполнителя – не просто записать альбом, а сделать это в Англии, на английском лейбле, с британскими музыкантами. Они вас позвали, или это был просто поиск студии? Как это все делается?

–  Это произошло случайно, как и все в моей жизни. Зимой 2019 года я приехала на концерт Ledisi в Лондон. Мне тогда дали визу буквально за один день до вылета. На концерте со мной познакомился ее барабанщик. Мы обменялись контактами, немного пообщались, и он посоветовал мне несколько мест, куда можно сходить на джемы.

Спустя год я общалась с другом и рассказала о том, что очень хочу записать альбом. Он предложил сделать это с британцами и написать тому самому барабанщику. И я решила «Почему бы и нет?» и написала.

Он согласился послушать мою музыку, и она ему очень понравилась. Причем это были мои собственные аранжировки, которые я сделала в Garageband, и отдельно записанные видео с пианистом.

На тот момент я не понимала, с какими музыкантами записываюсь. Я узнала, что у этого барабанщика есть свой лейбл, и он работает с очень популярными артистами. В итоге именно он продюсировал мой альбом.

Оказалось, что я также сотрудничала с Люком Смитом, который прописал альбом Эми Уайнхаус «Фрэнк». Помимо этого, в некоторых треках он был соавтором.

Я слушала эту музыку с 15 лет и даже не могла представить, что запишу свой альбом с этим человеком!

Саша, это просто какая-то космическая история.

– Да! Эти же музыканты работали с такими исполнителями как Лорин Хилл, Чака Хан, Эми Уайнхаус, которые вдохновили меня на написание собственной музыки

В этом альбоме материал был полностью авторский, да? Т. е. и стихи, и музыка полностью авторские?

– Да. К сожалению, у меня до сих пор не получилось его выпустить: есть определенные сложности. У меня уже есть продюсер, команда и хорошая поддержка, но помимо прочего нужна возможность в любой момент приехать в страну или находиться в ней дольше. Я не хочу выпустить альбом просто для друзей, который послушают максимум 100 человек. Нужна подготовка к выпуску. У нас будет целый фильм о том, как мы писали альбом. Мы каждый день снимали бэкстейдж на студии и записали лайв в последнюю мою поездку в Лондон. Я понимаю, что лучше идти медленно, но верно.

Классно. Хорошо. И завершаем еще одной интересной вашей ипостасей. Я прямо зависла в ВК, читая описание вашего курса для вокалистов. Это супервостребованно. Люди хотят петь по-английски на уровне носителей, т. е. выйти на зарубежный рынок и там как-то котироваться. Что вас сподвигло на преподавание?

– Наверное, мне всегда хотелось помогать людям, менять их жизни и их судьбы, вдохновлять. Неважно посредством чего: через свою музыку или через уроки вокала. Я всегда преподавала, но никогда не стремилась создавать школу. В какой-то момент ко мне стали приходить яркие, независимые артисты, педагоги по вокалу. За их плечами было музыкальное образование, участие в крупных музыкальных проектах, большой опыт как в России, так и зарубежом, но все спрашивали меня: «Как ты это делаешь?».

Сейчас западный современный вокал очень востребован. Даже есть школы, основанные на западном вокале. Но я не поддерживаю то, о чем они говорят, потому что была в Англии много раз и работала с британскими коллективами. И это не только про знание языка, это про мышление и некую свободу. Мне захотелось рассказывать людям об этом.

 Мой курс о западных фишках. И в первую очередь передаю свой опыт, а не просто знания. Я хочу сделать такую школу, которой нет в России и не было. Ко мне приходят учиться различные преподаватели из наших ВУЗов. Они уже окончили аспирантуру и преподают в высших музыкальных учреждениях, но им еще не хватает знаний. И мы начинаем разбирать их вокал до мелочей, до свободы.

У меня очень много лайфхаков, авторских упражнений, которые помогают этого достичь. И я такой педагог, который не выстраивает отношения в формате учитель-ученик. Я – коллега, и хочу помочь другим развивать вокал. Потому что вокал развивается постоянно.

–  Это отлично! Спасибо, Саша, вам большое. Я думаю, что спросила максимум, что хотела спросить.

–  Спасибо вам большое!

_____________________

Беседовала Ольга Карпова

28.08.2022


Александра Черноусова в Клубе Алексея Козлова




Звёзды джаза