Telliodora / Александра Черноусова
Telliodora (Александра Черноусова) – певица, автор-исполнитель, работающая в России и Великобритании. История Telliodora кажется настоящей сказкой. Она прошла путь от участницы госпел-хора до работы с российскими и мировыми звездами. Сегодня Telliodora – исполнительница международного уровня, вокалистка официального британского трибьют-шоу “The Pink Floyd UK”, записала авторский альбом в одной из топовых студий Лондона с культовыми британскими музыкантами.
Мы встретились с Telliodora (Александра Черноусова). Это певица и автор песен, резидент «Клуба Алексея Козлова». Поговорили о том, как Саша переехала в Москву, записала авторский альбом в Лондоне и открыла собственную школу вокала.
– Меня интересует история вашей жизни от первого лица плюс самое интересное из того, что прямо сейчас с вами происходит. Начнем вот с чего: очень банальный вопрос, но почему вы вдруг загорелись джазом?
– Наверное, мне просто нравилось выделяться. Я родом из Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, и в нашем городе джаз или соул точно не были популярными жанрами. К тому же девочки-подростки в принципе больше предпочитают современную музыку. Мне же хотелось чего-то более размеренного и спокойного, я этим вдохновлялась.
А вообще любовь к англоязычной музыке зародилась во мне с самого раннего детства, когда я слушала и подпевала песни из любимых мультфильмов, которые звучали на английском языке.
– Кого вы слушали из джазменов? Наверное, Эллу Фицджеральд? Больше всего по голосу вы напоминаете мне именно ее.
– Очень странно, но нет. Моими фаворитами были Нина Симон и Билли Холидей. На мой взгляд, они лучшие, неординарные и очень сильно отличаются от других.
– Вы приехали в Москву поступать в музыкальный колледж?
– Да. С системой образования у меня были долгие и сложные отношения. Сначала я хотела учиться в музыкальной школе, но мне отказали со словами «Ты же не знаешь нот. Как мы тебя возьмем?». Хотя я всегда думала, что этому как раз там и учат. Поэтому я стала заниматься сольфеджио частно и пыталась поступить в музыкальный колледж. Но я не прошла вступительные, потому что мой голос «не серебрился».
Удивительно, что это не помешало мне попасть в Хабаровский Государственный Институт Культуры. Но на первом же курсе меня постигло разочарование: мы пели одни романсы, и только те, которые нам давали. Я же хотела развиваться в другом направлении и изучать музыку, которая мне интересна. Хотелось больше свободы. После года обучения я бросила институт и уехала в Москву, где поступила в колледж ГМУЭДИ на бюджет.
Я никому не рассказывала, куда еду. Родители бы меня не отпустили, да и я боялась, что не поступлю.
– Вы отважный человек, я просто "снимаю шляпу" перед вами. Как домашняя девочка унеслась в другой город за несколько тысяч километров? Как вам хватило духа на это?
– Наверно, я всегда была таким человеком. Я готова пробовать, пытаться, если это действительно то, что мне нужно. Хотя сама я бы навряд ли додумалась уехать.
В Хабаровске я дружила с одной девушкой, которая в то время как раз заканчивала музыкальный колледж. Она знала, что мне всегда хотелось большего, и предложила поехать вместе с ней в Москву.
Мы взяли билеты и вместе полетели поступать. И обе поступили!
– Классно. Это, как сказка про Золушку! Но в Москве сложно жить, особенно, когда рядом нет близких. Как вы адаптировались? Когда впервые выступили на сцене, и попали в госпел?
– Сначала я не думала о выступлениях. Когда ты уезжаешь из маленького города так далеко, в твоей голове есть только страх. Первое время я не гуляла, ездила только в колледж и назад в общежитие. Лишь спустя полгода я побывала на Красной площади. До этого просто боялась.
Когда я более-менее освоилась, я стала ходить на блюзовые джемы, потому что очень хотела петь блюз. Помню, как я впервые спела на одном из таких. Всем тогда очень понравилось мое выступление, и тогда я сразу же начала искать себе музыкантов. Конечно, в основном там были взрослые дядечки за 40, которые не хотели начинать все сначала и работать с какой-то молоденькой девочкой. У них уже были свои коллективы и куча работы. Но все же у меня получилось это сделать. Мой коллектив просуществовал год и назывался «Александра Черноусова & Friends». Но, к сожалению, лидером была не я, а блюз всегда перетекал в какой-то твист и рок-н-ролл.
Потом я начала увлекаться госпелом и заинтересовалась, есть ли в Москве госпел-колективы. Тогда мне рассказали про Moscow Gospel Team, в который очень сложно попасть. У них был полный набор, но им всегда требовались сопрано. Тут пришлось немного схитрить, так как я точно была не сопрано. Тем не менее я прошла прослушивание и работала с коллективом где-то 3,5-4 года.
Сначала это был не такой известный и востребованный хор. Мы просто собирались по воскресеньям в церкви и репетировали. Выступления были там же. Никаких концертов на других площадках и работы со звездами. Все пришло постепенно. Но именно с госпел-хора началось мое становление. Я стала больше узнавать музыку.
После этого я собрала уже свой состав, свой коллектив, нашла бэк-вокал. Первый концерт был в 2017 году в Клубе Алексея Козлова. Мы играли соул, неосоул, R&B и хип-хоп.
Неосоул, как мне кажется, очень близок к джазу. Свою музыку я слышу именно как соул, неосоул, R&B.
– Как вы попали в Лондон? Когда случилась очередная чудесная ступенька?
– Она случилась зимой 2018 года. Тогда я училась в школе английского, в которой студентов отправляли по обмену в Америку и Англию. Конечно, с самого детства я мечтала об Америке. Наверное, каждый хоть раз в жизни хотел побывать в LA. Но получить визу туда оказалось намного дороже, чем в Англию. К тому же с визой мне бы тоже не помогли. Я расстроилась, но согласилось поехать в Лондон.
Но оказавшись там, я поняла, что это город моей мечты. Это место, где мне захотелось жить и развиваться. Я стала ходить на всевозможные джемы. Бывали моменты, когда я просто подходила к исполнителям на концертах и просила спеть. Я не знала тех песен, которые играли, но мне давали микрофон, и я пела. Насколько сильно я этого хотела.
Уже через 3 месяца, в марте, меня позвали в официальный британский трибьют группы Pink Floyd – «The Pink Floyd Show UK». В Британии очень популярны трибьюты. Люди с удовольствием ходят на их концерты, если у них нет возможности послушать оригинального исполнителя.
– Да понимаю. У нас тоже делают трибьюты групп.
Да, но в России это клубная история, она не так популярна. А там эти группы собирают стадионы. Тем более это официальный трибьют, который согласован с музыкантами оригинального состава группы. Они передали нам право исполнять их песни. Наш гитарист – племянник одного из музыкантов Pink Floyd. Помимо этого, с нами выступает бэк-вокалистка Pink Floyd – Дурга МакБрум. Она ездила во все туры с группой и прописала бэк-вокал во всех альбомах. В Европе она настоящая звезда, ее все знают и принимают очень тепло.
И так получилось, что я тоже попала в этот трибьют. Мы сотрудничаем уже 4 года, и это очень круто.
– А как же с язык? У меня всегда возникает огромный вопрос к нашим исполнителям. Ведь сразу слышно жесткий славянский акцент, который очень режет ухо. Как вам удалось перейти эту границу? Когда я слушала ваши записи на YouTube, я вообще не услышала никакого акцента. Я, конечно, не суперзнаток английского языка, но часто общаюсь с иностранцами.
– Я с 2-х лет слушала английские песни. Когда ты постоянно поешь на английском, даже на ломанном, ты все равно впитываешь эту культуру. Плюс мне помог музыкальный слух. Но я не стала работать над акцентом полностью. Когда я приехала записывать свой альбом в Британию, я была очень зажата и переживала за свое произношение и за тексты, которые написала. Тогда мой музыкальный продюсер сказал, что нет смысла что-то менять. Таких девушек, как я – хорошо поющих, молодых, красивых, работающих в подобном жанре, делающих такую же классную музыку – очень много. А я отличаюсь за счет того, что у меня есть свое произношение.
– Т. е., наоборот, эта маленькая изюминка не ухудшила, а выделила тебя?
– Да. Несколько британцев делали мне комплименты и говорили, что у меня необычное произношение.
Был еще интересный момент. Один мой знакомый, который родился и вырос в Америке, как-то спросил меня: «Почему русский акцент не может быть сексуальным? Испанский акцент может, португальский может, а русский нет?». На самом деле может и звучит! Просто все в нашей голове. В русском акценте нет ничего плохого. Главное, чтобы было хорошее, правильное произношение, и носители могли тебя понять
– Давайте теперь поговорим о вашем альбоме. Считаю, что огромная веха для любого исполнителя – не просто записать альбом, а сделать это в Англии, на английском лейбле, с британскими музыкантами. Они вас позвали, или это был просто поиск студии? Как это все делается?
– Это произошло случайно, как и все в моей жизни. Зимой 2019 года я приехала на концерт Ledisi в Лондон. Мне тогда дали визу буквально за один день до вылета. На концерте со мной познакомился ее барабанщик. Мы обменялись контактами, немного пообщались, и он посоветовал мне несколько мест, куда можно сходить на джемы.
Спустя год я общалась с другом и рассказала о том, что очень хочу записать альбом. Он предложил сделать это с британцами и написать тому самому барабанщику. И я решила «Почему бы и нет?» и написала.
Он согласился послушать мою музыку, и она ему очень понравилась. Причем это были мои собственные аранжировки, которые я сделала в Garageband, и отдельно записанные видео с пианистом.
На тот момент я не понимала, с какими музыкантами записываюсь. Я узнала, что у этого барабанщика есть свой лейбл, и он работает с очень популярными артистами. В итоге именно он продюсировал мой альбом.
Оказалось, что я также сотрудничала с Люком Смитом, который прописал альбом Эми Уайнхаус «Фрэнк». Помимо этого, в некоторых треках он был соавтором.
Я слушала эту музыку с 15 лет и даже не могла представить, что запишу свой альбом с этим человеком!
– Саша, это просто какая-то космическая история.
– Да! Эти же музыканты работали с такими исполнителями как Лорин Хилл, Чака Хан, Эми Уайнхаус, которые вдохновили меня на написание собственной музыки
– В этом альбоме материал был полностью авторский, да? Т. е. и стихи, и музыка полностью авторские?
– Да. К сожалению, у меня до сих пор не получилось его выпустить: есть определенные сложности. У меня уже есть продюсер, команда и хорошая поддержка, но помимо прочего нужна возможность в любой момент приехать в страну или находиться в ней дольше. Я не хочу выпустить альбом просто для друзей, который послушают максимум 100 человек. Нужна подготовка к выпуску. У нас будет целый фильм о том, как мы писали альбом. Мы каждый день снимали бэкстейдж на студии и записали лайв в последнюю мою поездку в Лондон. Я понимаю, что лучше идти медленно, но верно.
– Классно. Хорошо. И завершаем еще одной интересной вашей ипостасей. Я прямо зависла в ВК, читая описание вашего курса для вокалистов. Это супервостребованно. Люди хотят петь по-английски на уровне носителей, т. е. выйти на зарубежный рынок и там как-то котироваться. Что вас сподвигло на преподавание?
– Наверное, мне всегда хотелось помогать людям, менять их жизни и их судьбы, вдохновлять. Неважно посредством чего: через свою музыку или через уроки вокала. Я всегда преподавала, но никогда не стремилась создавать школу. В какой-то момент ко мне стали приходить яркие, независимые артисты, педагоги по вокалу. За их плечами было музыкальное образование, участие в крупных музыкальных проектах, большой опыт как в России, так и зарубежом, но все спрашивали меня: «Как ты это делаешь?».
Сейчас западный современный вокал очень востребован. Даже есть школы, основанные на западном вокале. Но я не поддерживаю то, о чем они говорят, потому что была в Англии много раз и работала с британскими коллективами. И это не только про знание языка, это про мышление и некую свободу. Мне захотелось рассказывать людям об этом.
Мой курс о западных фишках. И в первую очередь передаю свой опыт, а не просто знания. Я хочу сделать такую школу, которой нет в России и не было. Ко мне приходят учиться различные преподаватели из наших ВУЗов. Они уже окончили аспирантуру и преподают в высших музыкальных учреждениях, но им еще не хватает знаний. И мы начинаем разбирать их вокал до мелочей, до свободы.
У меня очень много лайфхаков, авторских упражнений, которые помогают этого достичь. И я такой педагог, который не выстраивает отношения в формате учитель-ученик. Я – коллега, и хочу помочь другим развивать вокал. Потому что вокал развивается постоянно.
– Это отлично! Спасибо, Саша, вам большое. Я думаю, что спросила максимум, что хотела спросить.
– Спасибо вам большое!
_____________________
Беседовала Ольга Карпова
28.08.2022