Губная гармоника
Губная гармоника (разг. «(губная) гармошка», харп (от англ. harmonica)) — распространённый язычковый музыкальный инструмент. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов, гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.Исполнители
Губная гармоника (разг. «(губная) гармошка», харп (от англ. harmonica)) — распространённый язычковый музыкальный инструмент. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов, гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.
Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп, различные жанры народной музыки. Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером (англ. harper).
______________
Гармоника (или харп, губная гармошка) – компактный духовой язычковый инструмент. На что способна эта маленькая коробочка, ставшая олицетворением кантри музыки, блюза, и, может быть… джаза?
Исполнители: Тутс Тилеманс, Макс Гелдрей, Чарли Масселуайт, Рэй Вентура, Уильям Кларк, Пол Ошер, Денни Кейн, Ларри Адлер, Джон Эриксен, Павел Урсунов, Борис Плотников, Максим Некрасов
История и типология инструмента
Губная гармошка – духовой инструмент с отверстиями и язычками. Вдыхая и выдыхая воздух из определенной полости, издаешь определенную ноту. Гармоники начали производить в XIX веке в Германии, а сам инструмент родом из Китая. К 1857 году в Германии уже были крупные фирмы Seydel и Hohner. В 1860-е инструмент добрался с европейского континента в США.
Есть диатоническая и хроматическая гармоники. Сначала были диатонические, «блюзовые». На них можно было играть мажорные мелодии из 8 звуков, в одной тональности. Позже появилась хроматическая гармоника– теперь в звукоряде целых 12 звуков, а также нажимная пружина – слайдер. Если в инструменте более 12 отверстий, то гармонику можно настроить в любой тональности. Визуально эти два инструмента отличаются наличием или отсутствием кнопки-слайдера. Цена и размер зависят от модели. Сегодня производители придумывают «гибриды» – например, диатоническую со слайдером, на две тональности.
Гармоника еще называется «mouth organ» или «mouth accordion». Большинство виртуозов играют на хроматической гармонике, во время живых выступлений – приставляя к ней микрофон.
Гармоника – раба блюза?
Если предложить вам закрыть глаза и представить звук гармоники – в каком стиле будет эта музыка? Кантри и рок – верно. Блюз – вернее некуда. Многие блюзмены играли на гитаре и были харперами (от англ. harmonica), дополняя вокальную партию инструментальными фразами. Так выступали Leadbelly (1888-1949), Роберт Найтхок (1909-1967), Мадди Уотерс (1915-1983) и Little Walter (1938-1960) – примеров можно приводить множество.
«Карманный органчик» выглядит очень скромно, но способен на многое. Послушайте блюзового музыканта Sonny Boy Williamson (1916 – 1960). В инструментальном соло «короля губной гармошки» – и имитация духового инструмента, и отвечающей ему акустической гитары – целая полифония звуков. У музыканта не хватало зубов, а потому музыкальная подача была какой-то особенной, теплой. Известная блюзовая певица и харпер Big Mama Thorton устраивала из своих выступлений маленькое шоу – попеременно играла и делала затяжку сигареты.
В блюзе была своя эстетика искренности, откровения, и звук гармоники неотделим от грусти блюза. Блюзмен Howlin’ Wolf на одном из концертов сказал: «Когда у тебя нет денег, и нечем платить за квартиру – вот приходит блюз…» Гармоника – своего рода, голос этой грусти. И именно на блюзовый репертуар приходится большая часть музыкального материала. В ряду выдающихся харперов – Чарли Масселуайт, Уильям «Джаз» Гиллам, Сонни Терри, Джеймс Рид и многие другие.
Гармоника в джазе – кто был первым?
Считается, что первыми внедрили ее в джаз Тутс Тилеманс или Макс Гелдрей. Бельгиец Тутс Тилеманс (1922-2019) – виртуозный гитарист и харпер, который первым стал играть на гармошке бибоп. Многие джазовые харперы считают его своим учителем и вдохновителем. Тилеманс доказал, что на гармонике можно играть свинг и бибоп, хотя сперва его коллеги в него не верили.
Альбом «Man Bites Harmonica» (1958), записанный с саксофонистом Пеппером Адамсом, говорит сам за себя. В репертуаре Тилеманса мелодии Эллингтона и Перкинса, авторские пьесы, музыка для кино. Считается, что именно Тилеманс косвенно вдохновил Джона Леннона научиться играть инструменте – последний, будучи молодым юношей, услышал музыканта. В честь Тилеманса шесть выдающихся современных харперов записали сборник We do it out of love.
Ресурсы губной гармошки достаточны для полнокровного джазового звучания. Фактически, все, кто стал играть джаз на гармонике, стали новаторами, вышедшими за рамки знакомой блюзовой эстетики, ведь играли соло такое же мелодически изощренное, как и на «больших» двуховых. По версии же BBC, первым играть джаз стал именно нидерландец Макс Гелдрей (1916-2004). Первое название его юношеской музыкальной группы довольно забавно: «Mac Geldray and his Mouth Accordion Band». На креативной обложке альбома Gone with the wind уменьшенный певец уютно расположился с задранными ногами на своей гармошке. Музыкант творил в США и Франции, дружил с Джанго Рейнхардтом, играл баллады и свинг. Авторские пьесы называл Mouth Organ Swing. Среди интересных фактов его биографии – выступал перед будущей королевой Великобритании, собрал свой квартет, а также служил в армии.
Гармоника была дешевле других инструментов, и меньше по размеру, потому была чрезвычайно популярна на фронте. Выступал для солдат выдающийся музыкант Ларри Адлер (1914-2001), игра которого отличается пронзительным вибрирующим звуком. На долю секунды вы даже можете засомневаться: а что звучит, гармоника, аккордеон, труба или кларнет – настолько большой была палитра его звуков. Адлер играл с оркестром Джона Кирби и считается одним из главных виртуозов XX века. Послушайте They can’t take that away from me Дж. Гершвина в исполнении Адлера – здесь и обволакивающая певучесть, и рёв заведенного автомобиля, и череда аккордов, затягивающих в вихрь танца. Хорошо известные джазовые стандарты, вроде I Got Rhythm и Tea for Two, можно услышать и в зажигательных динамичных записях Дени Кейна.
Инструмент сегодня
Гармоника в джазе сегодня связана с деятельностью самих музыкантов, которые выбрали этот инструмент и преданы ему. Очевидно, что она не стоит в ряду самых популярных в джазе, что для самих инструменталистов – проблема. В поддержку этого инструмента, в 2000-х в США проходил The West Coast Jazz Harmonica Summit – концерт джазовых харперов. Кертис Картье, который тогда анонсировал это мероприятие в прессе, написал: «В мире гармоники музыканты делятся на две одинаково важные группы: блюзовые музыканты, которые доминируют и находятся в центре внимания, и джазовые, которые довольствуются тем, что есть…»[1].
В США, среди виртуозов – Джон Эриксен, играющий бибоп и босса-нову. Когда говорят о гармонике, обычно вспоминают и Стиви Уандера – освежите в памяти треки True to Your Heart и Hey Harmonica Man, а также Квинси Джонса (в его песне Smackwater Jack играет Тилеманс). В России активно концертирующие джазовые харперы – Павел Урсунов, Борис Плотников и Максим Некрасов.
__________
[1] https://www.goodtimes.sc/archives/metro-santa-cruz/08.05.09/a&emusic2-0931.html
Автор текста: Алиса Алексеева