Наталья Скворцова: "Джаз сочетается с любыми направлениями, но остаётся собой"
23 сентября в Клубе Алексея Козлова прошел концерт нового коллектива Coloristic trio. Основательница проекта – пианистка и композитор Наталья Скворцова – в беседе с Анастасией Бойковой рассказала о создании группы, взаимодействии джазовой традиции с другими музыкальными направлениями и важности этого жанра в современном обществе.
Расскажите о Coloristic trio и его участниках. Как часто вы выступаете в таком составе?
В Клубе Алексея Козлова состоялось наше первое выступление. Проект спонтанный, он возник благодаря взаимному творческому интересу участников и общим музыкальным и культурным ценностям. Ничем не заменить того чувства, когда людям интересно друг с другом, половина успеха проекта – это человеческий фактор.
Идея фортепианного трио с необычной перкуссией вместо стандартных джазовых барабанов довольно давно пришла мне в голову, но прошедшим летом обрела реальные очертания. Я оказалась на фестивале этнической перкуссии в Тольятти, и после совместного выступления с Андреем Танзю появилась мысль сделать этот проект.
В коллектив решили позвать прекрасную контрабасистку Полину Белан.
Долго думала, кого пригласить в качестве солиста, и нужен ли он вообще. Затем встретила молодого музыканта Раду Лаутар, который прекрасно зарекомендовал себя в Москве и не только. Это интересный и разносторонний музыкант, который органичен и грамотен в джазовой парадигме, он умело и с удовольствием использует в джазе этнические приемы и инструменты: калюку, дудук, флейты.
Почему ваш коллектив получил именно такое название? Ведь трио подразумевает троих участников, а на сцене вас сегодня было четверо.
Изначально проект задумывался как фортепианное трио с этнической перкуссией и хендпанами (Хэндпан – ударный инструмент, сделанный из металла. Звуки на нем извлекают при помощи ударов руками. Корпус хэндпана похож на летающую тарелку, а звучание очень успокаивающее. – Прим. авт.), но появился Раду, и теперь трио рискует превратиться в квартет.
Программа концерта получилась насыщенной и необычной из-за разнообразия стилей и инструментов. Насколько все они близки эстетике и акустике джаза?
В джазе давно проводились подобные эксперименты. Например, существует стиль джаз-фолк, возникший на стыке джаза и фольклорной музыки. Такие проекты имеются и в американском джазе: это эксперименты с африканской культурной традицией, индийской музыкальной культурой, как известно, древней, богатейшей и весьма своеобразной. К этой эстетике и приемам обращались многие музыканты — от великого Колтрейна до группы The Beatles, которые применяли, в частности, лады народной музыки и фольклорные инструменты. Легендарная группа сотрудничала с Рави Шанкаром – исполнителем на ситаре. В американском джазе это и The Mahavishnu Orchestra, и Элис Колтрейн, и многие другие.
Когда джаз пришел в Европу, он умудрился совершенно измениться под влиянием европейской культуры. Английский и французский джаз совсем другой. Что касается этники, весьма необычен «скандинавский», «северный» джаз (например, можно вспомнить некоторые работы саксофониста Яна Гарбарека), очень своеобразен турецкий джаз, польский джаз.
В России последние лет десять этно-джаз активно развивался. Из-за того, что люди сейчас увлекаются йогой, практикой медитации и хотят найти равновесие в наши непростые дни, восточная культура и музыкальные инструменты получили большую популярность. Например, наша коллега Тина Кузнецова — основатель группы Zventa Sventana — делает прекрасные проекты на стыке джаза, фьюжн и русской культуры.
Подобных экспериментов существует очень много, и сейчас, когда все умеют играть технично и профессионально, использование необычных тембров и ладовых красок позволяет обогатить нашу музыку, сделать ее интересней, заметней.
Можно ли сказать, что музыкальные направления Индии более гармонично сочетаются с джазом, чем искусство европейцев?
Нет, конечно! А как же музыка третьего течения? Сочетается и то, и другое.
И получается в результате совсем разная музыка. Джаз тем и интересен, что сочетается и взаимодействует с любыми направлениями, при этом остается собой. Джаз — текучий, подвижный, живой, это такая интересная культура, которая приходит в разные уголки мира, ассимилируется – и на стыке жанров создается новое.
Насколько сегодня актуален джаз для музыкантов и просто любителей музыки?
Сейчас людям непросто: много напряжения, стресса, сложных моментов в жизни. Поэтому у потенциальных слушателей мало ресурсов для того, чтобы, например, посещать концерты или искать новые записи в интернете... С другой стороны, нам нужно хорошее настроение, праздник, нужна красота, нужна информация к размышлению, нужна увлечённость и вовлеченность! Искусство и культура необходимы — как известно, не хлебом единым жив человек.
В традиции суфиев музыку называют самым совершенным видом искусства, поскольку она может воздействовать на подсознание человека, минуя сознание. Музыка — это магия. Музыка — это энергия и красота.
Поэтому не стоит недооценивать или обесценивать искусство вообще, и музыку в частности в эти непростые времена. Есть смысл делать проекты не только развлекательные и коммерчески удобные, но, если мы владеем этим великим языком — языком музыки — стоит хотя бы иногда говорить на нем о вечном, обращать взоры наши и нашей публики к прекрасному, двигаться дальше в наших интеллектуальных, душевных, эмоциональных поисках. И просто делать то, что мы очень любим.
Беседовала Анастасия Бойкова (https://bezfalshi.ru/author/a-boikova/ https://vk.com/allmontt)
Фотографии для статьи предоставила Наталья Скворцова
_______________
Наталья Скворцова - пианист, композитор и аранжировщик, выпускник МГУКИ. Участник и соавтор ансамблей Живые Люди, Fusion Port, ИнНа. Сотрудничала с "Asketics", "Станция Мир", Mike Ellis, "C.L.O.N.E", "Accordi Disaccordi", Сергеем Манукяном, Дмитрием Мосьпаном, Петром Талалаем, Павлом Протасовым, , Антоном Кончаковым, Сергеем Краснопольским ("Республика"), Артёмом Михайловым, Михаилом Волохом,. Постоянный участник фестиваля "Saulkrasti Jazz", "Наш Джаз Коктебель", "Усадьбы джаз", "Гнесин Джаз", "Radio 1jazz.ru Фест.", "Cinema Jazz Award", "Jazz May Penza", "Блюз на Веранде" "МАМАКАБО", "Пустые Холмы", и других.
___________________