Виктория Каунова
Викторию Каунову при всей ее очевидной молодости уже сложно назвать начинающим вокалистом. Вика - человек с интереснейшей музыкальной биографией! От победы в первом джазовом конкурсе прошло едва ли десять лет, и вот она уже - ведущая вокалистка Московского Джазового Оркестра Игоря Бутмана, а еще несколько лет спустя - бэндлидер собственной группы, автор ярких дзжазовых композиций, замечательный соратник и соавтор своего талантливого мужа - саксофониста Ильи Морозова. А еще - педагог и актриса музыкального театра!
Вот уже второй год подряд проекты Виктории и Ильи украшают Московский Джазовый Фестиваль. Поэтому мы решили разузнать у нее поподробнее - как удалось добиться такого очевидного и безусловного прогресса и каким опытом она готова поделиться с начинающими джазовыми музыкантами накануне третьего Джазового Фестиваля.
- Расскажи, пожалуйста, над каким проектом ты сейчас работаешь, что особенно интересно и важно?
-- Сейчас основной проект, над которым мы продолжаем работать вместе с Ильей Морозовым – наша авторская программа на русском языке, частично ее ее можно было услышать и увидеть в эфире телеканала «Россия Культура».
Теперь проект обретает новые интересные грани и масштабы - расширяется до оркестрового состава и уменьшается до малого состава. То есть у нас появляется большая возможность для маневров, как в создании музыки, так и в разнообразии музыкальной палитры. Поэтому, помимо джазовых программ на английском языке, мы сейчас активно работаем над авторским материалом на русском языке.
- А какой состав мы увидим и услышим на фестивале?
-- В расширенном составе секстета мы представим часть новой программы на русском языке, а в малом инструментальном составе Ильи Морозова покажем абсолютно новую программу, которая посвящена творчеству Кенни Гаррета, Уэйна Шортера, Билла Эванса, Чика Кориа и Херби Хэнкока. Будет просто что-то невероятное!
Вообще, я с нетерпением жду Московский Джазовый Фестиваль – его формат мотивирует создавать какие-то новые проекты, яркие эксперименты, придумывать что-то такое, что, наверное, в концертных программах мы бы воплотили не скоро, а здесь хочется и зрителя удивить чем-то совершенно новым, и себе дать волю и творческий простор!
Я рада, что все наши эксперименты находят отклик у зрителей и очень хорошо принимаются на площадках любого масштаба. Это нас еще больше вдохновляет. Как раз в прошлом году на сцене Московского Джазового Фестиваля мы впервые показали часть программы с «джазом на русском» (которая будет звучать в нынешнем году) и были очень рады увидеть, какое огромное впечатление она произвела на наших слушателей. Тогда мы точно поняли, что нужно продолжать работать в этом направлении!
В ближайших планах сейчас, конечно же, работа над следующим альбомом с авторской музыкой.
- Но зачем переводить джаз на русский? Ведь как-то привычнее слышать его на английском…
-- Люди, которые приходят на Московский Джазовый Фестиваль – не всегда опытные любители джаза, возможно они пока еще даже не поклонники этого стиля музыки. Прелесть фестиваля в том, что вас могут слушать абсолютно случайные люди, которые просто шли по летнему городу и услышали интересную музыку. Нам было очень приятно, что люди оставались, пританцовывали, слушали, иногда даже подпевали незнакомые им мелодии, и понимали наши джазовые композиции на понятном языке.
- Исполнение джаза на русском языке гораздо более сложная история, чем на английском?
-- Да, русский язык фонетически гораздо сложнее для пения, чем английский. Если мы просто попробуем сказать какую-то фразу на английском языке, она зазвучит сразу протяжно и певуче. А в русском языке, к сожалению, не так. У нас очень много согласных звуков и букв, которые не всегда позволяют долго и протяжно петь. Соответственно, здесь нужно уметь правильно организовать артикуляционные нюансы, фразировку, при этом сохранить смысл текста, который не должен потеряться в процессе написания композиции.
Вдобавок ко всему в русском языке работа с артикуляционным аппаратом имеет определенные особенности, для его развития есть очень много разных техник, чтобы адаптировать и проработать правильную артикуляцию в вокальном исполнении джаза на русском языке, да и не только джаза, в принципе исполнительства на русском языке.
Но помимо вокального мастерства и техники, на каком бы языке не пел вокалист, крайне важно правильно и понятно передавать смысл и ценность произведения не только через музыкальную ткань, но и благодаря тексту, который есть у вокалиста. Это компиляция большого количества профессиональных навыков и талантов, здесь важен не только актёрский навык, не только артикуляционный, этого недостаточно! Помимо технических задач для успешной работы певцу необходима глубокая работа над смыслом и образом композиции. Текст должен быть железно отточен, проработан и донесен до слушателей, в этом случае все импровизации и музыкальные средства выразительности обретут больший смысл и ценность.
- Где и когда мы увидим тебя на Московском Фестивале?
-- У нас планируется два выступления в двух разных проектах. Составом квартет Ильи Морозова с программой «Классика современного джаза» мы выступим 11 июня в парке Музеон в 19:50. В моем составе секстета с авторской музыкой мы будем выступать 12 июня в Сокольниках в 19:25. Также Илья выступает с Московским джазовым оркестром Игоря Бутмана, где они готовят много крутых музыкальных сюрпризов.
- Какие полезные советы ты можешь дать новичкам на Фестивале? Ведь в этом году очень много ребят приедет со всех концов страны.
-- Молодым участникам хочу дать, наверное, самый главный совет от души - наслаждайтесь моментом. Несмотря ни на что. Вне зависимости от каких-то ситуаций, будь то погодные условия, либо вдруг какие-то неполадки на сцене – старайтесь сохранять состояние вдохновения и наслаждения от того, что вы делаете. Это самое главное! Потому что, когда вокалист на сцене находится в стрессе, он зажимается, более 50 % его возможностей теряется на преодоление этого состояния. Вы уже на сцене, обратного пути нет.
Возможно, для многих сейчас будет шок-контент, но почему-то принято считать, что вокалист поет только связками, но это не так! Вокалист поет всем своим организмом, добавляя свой богатый внутренний мир и свою душу, а на сцене ваш стресс не только слышен, но и виден, поэтому старайтесь наслаждаться и делиться со зрителем красотой своей музыки и своей души. Да, это непросто, но вы артисты, да и вообще, всякие разные ситуации бывают. У нас однажды был случай, когда до нашего выступления на Open Air весь день лил проливной дождь, и мы понимали, что мы не можем на это повлиять никак. Ну вот идёт дождь, нам надо выступать, у нас мокрая сцена, желающих слушать музыку под проливным дождем не так много, но разве у нас ест выбор? «Смех и радость мы приносим людям» несмотря ни на что. Мы выходим на сцену, начинаем играть первую композицию, и тучи на небе, как по волшебству, постепенно расходятся, все становится прекрасно. То есть можно сказать, что мы музыкой разогнали плохую погоду. И зрители подтянулись, и зонты убрали, потом какой-то маленький дождик еще покрапывал, но это уже никому не мешало наслаждаться музыкой!
Далее, нужно помнить, что джазовый фестиваль идет на протяжении целой недели на самых красивых и ярких площадках этого города и помимо своих выступлений можно насладиться выступлениями своих коллег, познакомиться, обменяться опытом.
Также, очень советую посещать творческие встречи, мастер-классы и лекции, которые будут проходить в рамках Московского джазового фестиваля на выставке-форуме «Россия» совместно с обществом «Знание» на ВДНХ, потому что там можно, во-первых, задавать большим мастерам своего дела интересующие вас вопросы, также можно лично познакомиться с ведущими джазменами, музыкантами – будут мастер-классы у Игоря Бутмана, Ларисы Долиной, Сергея Жилина и даже у Дмитрия Маликова. Поделиться своим творчеством, если есть записи на дисках, любых носителях, пообщаться, вдохновиться. То есть нужно на 100% быть максимально вовлеченными в творческий процесс и в свою профессию. Потому что любой творческий процесс – это не только ваше личное мастерство, но и обмен опытом. Всегда важен рост, развитие и хороший такой фанатизм в освоении мастерства.
- Расскажи, пожалуйста, в каких образовательных программах ты лично участвуешь?
-- Мы с Ильей участвуем в лектории на ВДНХ, 11 июня состоится панельная дискуссия в рамках образовательной программы Moscow Jazz Festival на выставке-форуме "Россия" организованной совместно с Обществом "Знание", ВДНХ, павильон № 34. Тема: "Джаз – это дело семейное", начало в 13:40. Помимо нас в этой дискуссии будут принимать участие Антон Ревнюк со своей дочерью Варей и Варвара Убель со своим братом.
Также 11 июня пройдет мастер-класс Ильи Морозова по импровизации на ВДНХ, Павильон №1, летняя Библиотека Мечтателей на Международной выставке-форуме «Россия», организованной совместно с Движением Первых и Президентской платформой "Россия – страна возможностей". Тема: "Джазовая импровизация. Первые шаги", начало в 15:30
А у меня планируется мастер-класс по вокалу для начинающих 15 июня там же.
Подробно отвечу на самые часто задаваемые вопросы, с чего начать джазовое образование вокалисту, как правильно подойти к занятиям и работе над джазовой музыкой, как вообще развить в себе вокальный талант. Поделюсь своим опытом, расскажу о важных нюансах и каких-то профессиональных особенностях. Очень надеюсь, что сумею вдохновить юных вокалистов на новые профессиональные свершения и достижения!
_______________________
Виктория Каунова органично соединяет в себе лучшие традиции вокально-джазового исполнения, и совершенствует индивидуальный стиль. Звуковая палитра музыкальных и художественных средств приводит в восторг самую изысканную публику. Исполнение Виктории в сопровождении мощного и в то же время лиричного аккомпанемента духовой секции определяет оригинальный и неповторимый звук секстета. Виртуозные соло на рояле, мощный ритм и свинг превосходной ритм-секции не оставят равнодушными даже самых искушенных слушателей. «Один из лучших джазовых голосов России» – Народный артист РФ Анатолий Кролл.