Вибрафон
Вибрафон (англ. и фр. vibraphone, итал. vibrafono, нем. Vibraphon) является ударным музыкальным инструментом, его "клавиатура" изготовленным из металлических пластинок, имеющих определенную высоту звука. Впервые он был сконструирован в США в 1921 году благодаря работе Уинтерхофа. Принципиальное отличие вибрафона от ксилофона и маримбы (помимо диапазона) в наличии клавиш (как правило - из полутвердого алюминиевого сплава), расположенных по принципу фортепианной клавиатуры, общиго демпфера (глушителя) на всю клавиатуру и электромотора.
Исполнители
Инструмент имеет два ряда металлических пластин. Они размещены на специальном столе. Со стороны конструкция напоминает фортепианную клавиатуру, звукоряд которой является хроматическим. Цилиндры-резонаторы из металла находятся под пластинами. Внутри них находится крыльчатка, двигающаяся под воздействием электромотора.
Вибрафон издает звук благодаря ударам камышовых палочек по пластинам. Палочки имеют резиновые, войлочные или фильцевые головки.
Ред Норво был одним из первых музыкантов, который стал использовать данный инструмент. Еще в совсем юном возрасте он освоил фортепиано, а во время учебы в школе научился играть на ксилофоне. В 17 лет музыкант отправился в Чикаго, где стал возглавлять маримба-оркестр. Позже он принял участие в группе, в которой танцевал степ и играл на ксилофоне.
Но сделать вибрафон по-настоящему популярным джазовым инстументом удалось только Лайонелу Хэмптону. В 30-х годах Армстронг подошел к исполнителю и задал ему вопрос, который касался вибрафона, сиротливо стоящего в углу. Легендарный музыкант спросил, умеет ли Лайонел играть на нем? Хэмптон не умел, но захотел научиться. Всего лишь через час он играл на вибрафоне позади Армстронга. В 1936 году Хэмптон стал участником знаменитого трио Гудмена, который в итоге превратился в квартет. Еще позже Лайонел создал собственный оркестр, просуществовавший до семидесятых годов.
Блее поздние джазовые исполнители, играющие на подобных инструментах, сталкивались с проблемами, связанными с особенностями их звучания. Чтобы придать исходящему звуку джазовые оттенки, необходимо использовать вибрато. На маримбе или ксилофоне воссоздать вибрато невозможно. Методика игры с использованием подобных инструментов является своеобразной. Их нельзя применить, чтобы получить аккордику или многоголосие. Эта особенность отличает инструмент от фортепиано, способного воспроизводить разные ритмичные мотивы.
К концу 50-х гг. во многочисленных американских джазовых клубах в самых знаменитых коллективах можно было услышать звучание вибрафона. Многие нынешние звезды — вибрафонисты — дебютировали тогда в ансамблях с такими музыкантами, как Джорж Ширинг (George Shearing), Хэрби Манн (Herbie Mann), Арт Ван Дамм (Art Van Damme) и другими…
И когда уже начало казаться, что техника исполнительства на вибрафоне достигла своего предела и возможности художественной выразительности исчерпаны, в начале 60-х гг. музыкальному миру явился Гэри Бёртон (Gary Burton). С этого момента, по существу, всю историю вибрафона можно поделить на время до и после Бёртона, который довёл до совершенства технику исполнительства на этом непростом инструменте. Всё дело в новом витке аккордовой техники игры. Бёртон напротив, начал играть не выпуская из рук четырёх маллет, благодаря чему получил возможность исполнять одновременно и гармонические, и мелодические построения даже в достаточно подвижных темпах!