АФИША ФЕСТИВАЛИ КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ БЛОГ АЛЬБОМЫ ФОТО СТИЛИ

Дмитрий Илугдин: "Я человек, пишущий музыку"

Участники: Дмитрий Илугдин

Артдиректор джаз-клуба «Союз Композиторов» рассказал нашему онлайн-журналу о тех путях и мотивах, которые привели его на джазовую сцену.

Фото: Владимир Волков

- Почему Дмитрий Илугдин стал Дмитрием Илугдиным? Не просто пианистом-профессионалом, а выдающимся джазменом, композитором, лидером?

Очень прошу не применять ко мне такие оценки, как “выдающийся". Я музыкант. А вот как стал имненно им - вопрос очень сложный и очень простой одновременно. Честно говоря, я выбрал этот путь совершенно естественно, потому что практически не видел для себя никаких других вариантов. Если говорить о джазовом развитии, то я стал по-настоящему увлекаться джазом примерно с 13-летнего возраста, когда учился в музыкальной школе. Меня всегда тянуло к свободе, импровизационности в музыке и  рамки классического репертуара меня страшно зажимали. Я искал свою форму музыкального самовыражения, поэтому между произведениями на уроках все время сидел и что-то  наигрывал,  подбирал джазовые мелодии... Чем чрезвычайно раздражал своего педагога по фортепиано: для моей Натальи Васильевны (учительницы) это была какая-то страшная пошлятина,  джаз и эстрадная музыка вообще. Думаю, что понять ее на том этапе более чем возможно. Наверное, она и не предполагала, во что мое увлечение выльется. А еще я был страшно ленив и мне всегда было легче что-то сочинить, нежели что-то выучить.

Именно тогда я понял, что мне уже скучно в рамках классики и решительно повернулся в сторону джазовой музыки… Но это был абсолютно детский бунт, потому что к классике я все-таки вернулся, и очень серьезно, уже десятилетием, а то и больше, позже. Как ни странно, на классическую волну меня настроил,  на  совершенно ином уровне, корифей именно джазовой музыки Алексей Семенович Козлов. Дело в том, что помимо «Арсенала» у нас с ним было очень много камерных проектов, камерной музыки: сначала трио “ARS NOVA TRIO”, потом  дуэт. И с его подачи мы начали делать множество переработок классических произведений, и меня это вдохновило на  совершенно новую волну увлечения  классической музыкой. Уже по-настоящему. И  только тогда я понял, насколько я недооценивал  весь этот бесконечный мир. Так получилось, что через джаз я вернулся к классике обратно. Думаю, что это уже на всю жизнь. Какую бы музыку я сейчас не писал, не играл, основной источник энергии я черпую только из классического искусства.

Дмитрий Илугдин, джазовый пианист, композитор

- Но когда и каким образом безупречно-дисциплинированный «академический» мальчик  узнал и полюбил джаз?

Все это очень длинная история, но попробую изложить кратко. У меня вся жизнь, как и должно быть, состоит из невероятных совпадений. Тем больше убеждаешься, что ничего случайного не бывает. Я в 14 лет я проводил каникулы в стране Израиль, и близкий  друг моих родителей - замечательный израильский саксофонист  Борис Гаммер (http://www.borisgammer.com) меня водил в Иерусалиме по джазовым клубам, где тогда шла очень активная музыкальная жизнь. Борис - представитель типичного джазового мейнстрима, колтрейнист, би-бопер, виртуоз, композитор, музыкант мирового уровня, который играл со звездами первой величины. Он дал мне первые уроки импровизации. Меня это очень вдохновило серьезно заняться джазом. Причем видимо настолько, что последние два класса в Москве я оканчивал уже в 36-й музыкальной  школе имени Стасова, потому что там был джазовое отделение. К этому времени у меня уже не было сомнения, что дальше я буду поступать в Гнесинку на Ордынку. И  там у меня произошло еще одно колоссальное совпадение: по какому-то высшему распределению при поступлении я попал к Игорю Михайловичу Брилю. С этого момента джазовое течение подхватило и несло меня по полной! Тем более что было просто огромное желание научиться импровизировать как джазмен, пройти школу мастерства. Ведь это сложнейшая  музыка со своими законами, правилами, традициями. Одно дело, когда ты воспринимаешь все на слух, за счет своих способностей и тебе просто все это нравится, а другое дело – освоить Ремесло.

Композитор и пианист Дмитрий Илугдин, джаз

Фото: Павел Корбут

- А кто оказал на Вас влияние как на композитора? Как и когда Вы пришли к идее не только исполнять, но и создавать музыку?

Очень многие. Еще в училище я начал сочинять джазовые пьесы и исполнял авторские композиции своих однокурсников.  В училище, к счастью, это только приветствовалось. Тем более, что класс ансамбля у нас вел прекрасный педагог Валерий Павлович Мелёхин. А уж он был полностью открыт душой ко всем нашим экспериментам. Но никогда не в ущерб изучению классического джазового материала. Одним словом, я попробовал писать что-то свое и в этом меня поддержали и воодушевили!  А чуть позже - покойный Юрий Сергеевич Саульский, друг нашей семьи, тоже очень меня морально поддержал. Когда я показал ему некоторые свои музыкальные опыты, он сказал: «Тебе надо обязательно заниматься своей музыкой». Спасибо ему огромное.
Какое-то время я даже подумывал о композиторском факультете Консерватории. Но не долго. Туда меня не занесло, а я пошел дальше по джазовой стезе, Игорь Бриль забрал меня к себе в Академию, куда я благополучно поступил после училища.
А с 19-ти лет, у меня начилась уже другая и долгая история. Я начал играть с Алексеем Козловым. С ним мы моментально подружились и я его всю жизнь считаю очень близким мне человеком. Это мой учитель и наставник.  Алексей Семенович такой  человек, который, как никто из джазовых музыкантов, умеет ценить  в исполнителе индивидуальность, свое лицо. Меня в молодом возрасте, конечно, очень вдохновило, что главное не в том, что ты  супер-виртуоз и владеешь «фирменным» американским стилем игры (это я конечно, не о себе), а главное – свой  личный стиль, особенная музыкальная черта, своя дорога. Именно это Козлов ценит в музыкантах, и с этих позиций, я у него, мне кажется, многому научился. Я проиграл в составе “Арсенала” и в разных проектах Козлова почти 12 лет. Это целая жизнь. И школа, которую когда-то нужно было закончить и идти своей дорогой.
Так у меня и случились два учителя, которым я более всего признателен за их роль в моей  жизни – это Игорь Михайлович Бриль и Алексей Семенович Козлов. И, конечно, я всегда безмерно благодарен моей маме, которая половину своей молодой жизни потратила на занятия со мной музыкой. Она не только  во всем и всегда меня поддерживала, но просто не видела меня в другой профессии вообще. Так что мой музыкальный  путь был проложен судьбой для меня совершенно естественным образом.

Дмитрий Илугдин и Алексей Козлов, дуэт

- А что впереди? О чем – на вершине всего уже достигнутого - мечтает композитор и джазовый пианист Дмитрий Илугдин?

-  Ну, во-первых, все вершины еще далеко впереди, да и  вряд ли они вообще существуют для творческого человека, а для меня всегда процесс интереснее результата. Интереснее всего сейчас играть свою музыку. Как, собственно, и всегда. Мой самый любимый проект на сегодня – мое акустическое трио «Никитский бульвар», с которым уже записан одноименный альбом. Живет  наш фьюжн-проект “Vision of Sound”, уже два альбома выпустили с супер-музыкантами американскими. Жизнь сейчас получается очень насыщенная. Я пишу музыку для кино и телевидения. Два года уже я арт-директор джаз клуба “Союз Композиторов”, это тоже прекрасный опыт для меня. Но больше всего  вдохновляет меня как музыканта мое трио. Эта музыка получилась очень для меня своевременной, актуальной по эмоциям, искренней. Конечно, она в основе своей джазовая, но она моя! Это не гордость, а просто удовлетворение.
Почему-то так интересно сложилось, что мне всегда хотелось играть очень традиционную джазовую музыку, спасибо Игорю Брилю, мне он привил огромную любовь к ней, но меня всегда уносило в более смешанную эстетику, будь то фьюжн, например. А сейчас мне хочется играть просто музыку. Тихую, камерную, где-то академически сдержанную. В глубине души, конечно, меня всегда тянет к авторству, я ничего с этим поделать не могу, да и не хочу. я - человек, пишущий музыку.
Дмитрий Илугдин, композитор, исполнитель, аранжировщик

Фото: Павел Корбут



Звёзды джаза