Александр Виницкий
Композитор, аранжировщик, известный концертный исполнитель на классической гитаре, виртуозно владеющий разными джазовыми стилями и искусством аранжировки. В его творчестве соединяются и взаимно обогащают друг друга традиции классической и джазовой музыки, современная музыка и фольклор, бразильская босса нова и блюз. Александр Виницкий создал свой собственный музыкальный язык под влиянием выдающихся мастеров джаза Джо Пасса, Оскара Петерсона, Дюка Эллингтона, Антонио Карлоса Жобима, Ленни Брю, Пэта Мэтини, Мишеля Петруччиани.
- Какую роль джазовое музицирование сыграло в Вашей творческой судьбе? Когда и как Вы пришли к джазу?
Сначала я услышал музыку, которая меня просто заворожила. Я не знал что это джаз. Её я услышал в детстве - мой папа очень любил джаз и слушал через приёмник. "ловя" Голос Америки". Позже я просто стал стараться подражать великим музыкантам. И это стало смыслом моей жизни. Гитара для музицирования очень подходит, т.к. можно играть и аккорды, и соло. Я слушал выдающихся джазовых музыкантов и "впитывал" всё, что мог. На гитаре я искал эти гармонии, мелодические обороты, фразы. Было ощущение, что я изучаю тайный язык, на котором очень хочу разговаривать.
- Какое место занимает в Вашем творчестве импровизация? Как Вы относитесь к вольной интерпретации классического музыкального произведения?
Импровизация и копирование всегда "шли" рядом. Сначала просто интуитивно, а позднее я узнавал всё больше и больше. И сейчас этот процесс любопытства, познания, импровизации продолжается с ещё большей увлечённостью. Не возможно достичь своей высшей точки. Она всегда впереди тебя. Импровизируя, я часто нахожу новые идеи, которые могу потом записать нотами. Так происходит сочинение музыки. Но чтобы не "соскользнуть" в хаос и бессмыслицу, я много учусь у других - великих музыкантов и композиторов, художников и творческих личностей. Я считаю, что если говорить о интерпретации, как о высоко-художественном достижении, то она должна обладать формой и содержанием Автора, но при этом нести индивидуальные черты и манеру исполнителя. Исполняя музыку, написанную композитором, нужно понимать, что исполнитель пришёл к автору "в гости". А в гостях нужно вести себя прилично и при этом не запрещается высказывать свои мысли.
- Какие музыкальные "боги" воодушевляют Ваше творчество? Кто - лично для Вас - занимает верхушку мирового джазового Олимпа?
Я просто перечислю. Мишель Петруччиани, Ленни Брю, Джо Пасс, Элла Фитджеральд, Оскар Питерсон, Пат Метини, Бадди Рич, Сара Воон, Дюк Эллингтон, Сержо Менджес, Том Жобим, Жоао Боско, Роза Пассс, Жоао Жильберто, Мартин Тейлор, Стефан Грапелли....мне кажется, что я ещё многих мог бы назвать, кто влиял и влияет на меня, как музыканта. Список классических исполнителей и композиторов может быть также большим.
- Кем Вы себя сегодня ощущаете в большей степени - исполнителем, композитором, педагогом, бэндлидером, продюсером? В какой из этих ипостасей намерены активнее всего двигаться в ближайшем будущем?
Сейчас я больше себя ощущаю как исполнитель, композитор и педагог. Эти формы тесно переплетены и взаимосвязаны. В дальнейшем я больше времени хотел бы уделять композиции. в прошлом я также был организатором многих джазовых концертов в джазовых клубах.
- Как Вы составляете свои музыкальные программы? Как они различаются от страны к стране, от площадки к площадке? Каким Вы видите своего идеального зрителя?
У меня много программ. Несколько сольных и несколько дуэтных. Есть джазовые программы со струнным квартетом, с камерным оркестром. Если есть предложение играть с оркестром, то я играю такую программу. Но если мне предлагают играть сольную, то я выбираю учитывая несколько факторов: как давно я выступал в этом зале, какие новые композиции я хотел бы показать, какой зал, в какой я нахожусь форме. Иногда программы нужно согласовывать с организаторами. Например детская джазовая программа "Карусель" хорошо подходит для аудитории, где преподаватели и ученики, а в зале филармонии Санкт- Петербурга я исполнял джазовую программу "Звёздная пыль". В филармонии Омска играл джазовую программу с камерным оркестром "Прогулка в блюзовом настроении". Каждый раз это во многом новая ситуация. Лучший зритель - это тот, который знает исполнителя, настроен на слушание музыки и может вместе со мной "путешествовать" в моих джазовых историях.
- Как изменился на Ваш взгляд российский джаз за последние 15-20 лет и как изменилась Ваша творческая жизнь за это время?
Последнее время очень мало слушаю отечественный джаз. То что мне удаётся услышать говорит о том, что российском джазе очень много ярких музыкантов. Но при этом есть сильный крен в сторону формальной, высоко-технологичной музыки, лишённой мелодизма. И я считаю, что мало ансамблей, групп и оркестров, исполняющих "базовую" джазовую музыку с интересными аранжировками. Думаю, что наша публика больше расположена к этим традиционным формам джаза. Моя жизнь меняется всё время и это проявляется в музыке, которую я пишу. Это ансамблевая музыка и пьесы для соло. Я стал глубже чувствовать и использовать в своих композициях традиционные, свинговые приёмы, а также элементы классической и современной музыки. С другой стороны появились джазовые миниатюры такие как 6 джазовых прелюдий. Как всегда меня увлекает музыка в стиле Босса нова. В ближайшее время выйдет новы сборник аранжировок тем А.К.Жобима. Появились новые учебные пособия. Хочется поделится своим опытом в них.Это такие работы, как "Учитель и ученик". 95 дуэтов", "Введение в джазовую гармонию для классических гитаристов", "Ритмика для классических гитаристов". Я написал около музыку для 30 гитарных квартетов. многие композиции чисто джазовые. Это очень интересный состав.
- Будь Ваша воля, что бы Вы кардинально изменили бы (разрушили и перестроили) в области джазового исполнительства? Не только применительно к РФ, но и в глобальном масштабе.
Я бы ничего кардинально не менял за исключением освобождения давления на преподавателей со стороны чиновников - требования бесконечных отчётов, бесконечных конкурсов. В этой суете не остаётся время для учёбы, а отчёты учитывают только количество движений.
Я бы разгрузил программы и оставил самые важные дисциплины, которые нужно изучать глубоко и качественно.
- Что Вам приносит больше всего радости в жизни? В музыке и вне ее.
Я получаю радость от возможности быть на природе, читать, слушать хорошую музыку в хорошем исполнении, быть со своими близкими, друзьями и конечно для меня огромное счастье писать музыку, играть для тех, кто хочет ей слушать, учиться у лучших и учить моих учеников.
Александр Виницкий