Гитара в джазе
Несмотря на путь, который проделала гитара от блюза до джаз-рока, ее возможности остались неисчерпаемыми – гитарный джаз лидирует в большинстве направлений современного джаза и фьюжна.Исполнители
В истории мировой музыкальной культуры гитаре по праву принадлежит одно из самых почетных мест. Изначально акустическая гитара заменила в джазовых коллективах банджо, появившись в качестве элемента ритм-секции. В ансамблях диксиленда эти инструменты выполняли аккордно-ритмические функции. Электрогитара, появившаяся в 30-е годы, стала поводом для появления новых музыкальных направлений и гитарных школ. Несмотря на путь, который проделала гитара от блюза до джаз-рока, ее возможности остались неисчерпаемыми – гитарный джаз лидирует в большинстве направлений современного джаза и фьюжна. Благодаря достижениям в технике игры на акустической и электрогитаре, применению электроники, добавлению элементов классического стиля и фламенко, гитара сегодня – самый перспективный инструмент в джазе.
Особое место гитаре в истории музыкальной культуры отведено не случайно – почитателей этого поистине волшебного инструмента можно найти в любом уголке мира. Первоначально сменив банджо в джазовых коллективах, гитара с тех времен прошла довольно долгий путь к современным возможностям, не только не устарев, но и открыв для исполнителей новые горизонты.
Учитывая, что игра банджоистов и гитаристов, как правило, проходила в бемольных тональностях, аккомпанементом духовым инструментам, со временем началось оформление джазовых аппликатур аккордов – от классических они отличались выпуклым оригинальным звучанием. Значительное развитие аккордовой техники произошло и благодаря применению обращенных форм, для различий голосоведения аккордовых коротких соло. Спустя время, гитаристами начали использоваться замены аккордов, усложнявшие гармонию. К моменту появления чикагского джаза, музыкантами (Эдди Лэнгом, в частности) был создан стиль джазовой манеры исполнения с помощью медиатора – в не таком уж далеком будущем он станет преобладающим в джазовой школе.
Начало тридцатых годов ознаменовалось в музыкальной истории появлением тех новых элементов, что впоследствии будут определять стиль свинг – именно в период свинга в судьбе гитары начались серьезные изменения. Главным событием 1931-го года стало появление электрогитары – новой точки отсчета в развитии гитарного мышления исполнителей. Известные гитаристы Джанго Рейнхардт и Чарли Крисчен положили начало электрогитарной школе, открыв своим уникальным творчеством широкие возможности для нового инструмента.
Кроме технической стороны, гитаристами времен свинга было отдано немало сил на развитие импровизационного мышления – в гитарную лексику была в полном объеме введена джазовая фразировка, которая легла в основу последующих стилей современного джаза. В джазе гитаре отведена роль сольного инструмента, наравне с фортепиано и духовыми. А подтяжка струны, пиццикато и прочие возможности специфического звучания обеспечили музыкантам весьма богатый арсенал средств для самовыражения.
Несмотря на путь, который проделала гитара от блюза до джаз-рока, ее возможности остались неисчерпаемыми – гитара лидирует в большинстве направлений современного джаза. Благодаря достижениям в технике игры на акустической и электрогитаре, применению электроники, добавлению элементов классического стиля и фламенко, гитара сегодня – самый перспективный инструмент в джазе.