Антон Горбунов: "В импровизации музыкант каждый раз мыслит по-новому"
Антон Горбунов, один из лучших российских бас-гитаристов, известен в музыкальной среде как человек, способный работать в разных стилях и качествах. Он выступает и как сессионный музыкант, и как постоянный сайдмен, и как композитор, и как лидер собственных проектов. Участник многих Российских и международных проектов. Играл с такими гигантами современного джаза как: David Sanborn, Eric Mariental,Dave Koz , Phil Perry, João Donato, Bobby Harden,Ty Stevenson, звездами российской джазовой сцены. Сгодня он - один из самых востребованных российских басистов, одинаково хорошо владеющий как бас-гитарой, так и контрабасом. Его авторитет в музыкальном сообществе основан, однако, не только на виртуозной технике и стилистической универсальности, но и на заметном композиторском вкладе в российский джаз. Источник
___________________
С Антоном беседует Мария Новикoва (Клуб Алексея Козлова).
— Давай поговорим о твоём квинтете? Как вы часто меняете программу? У вас же по несколько концертов в месяц.
— Программа у нас довольно обширная. Я постоянно меняю пьесы, В 2022 году мы 20 лет отметили — за время существования коллектива успел накопиться материал.
— Получается, каждый концерт программа звучит по-новому?
— Тут вот в чём дело. Даже, когда играешь старые пьесы, они всегда по-разному звучат. Например, в Клубе Алексея Козлова мы играем раз в два месяца. И люди, которые приходят к нам не первый раз, спрашивают: «У вас вышла новая музыка?». Я спрашиваю, не узнали ли они старую, и они отвечают «нет».
Мы меняем пьесы, что-то не играем очень давно, что-то на задворках оставляем. К тому же, мы постоянно переделываем аранжировки. Пьесы, которые переаранжированы, каждый раз звучат по-разному. Появляются новые нюансы, подложка, аккомпанемент. В импровизации музыкант каждый раз мыслит по-новому.
Ещё очень часто меняется состав: кто-то может, кто-то не может, а кто-то вообще уходит, как Пётр Ившин, например. Когда приходит кто-то новый, зрители слышат то, что уже слышали, но уже в ином прочтении, потому что каждый музыкант мыслит по-разному.
— В ваших программах много импровизации. Как проходят ваши репетиции?
— Естественно, чтобы ввести новых людей в материал, надо с ними поиграть и всё отрепетировать, материал у нас довольно нетипичный относительно музыки, которая везде звучит. Эта история совершенно не похожа, например, на подготовку к джему, когда тебе присылают гармонию или прямо на концерте называют размер, тональность и стандарт. Их знают и могут начать играть сходу.
А в нашей музыке нет частей в традиционном их понимании, очень много импровизации. Части А и В всегда довольно непростые, плюс в теме мы часто используем унисоны, например, для саксофона и гитары. В этих местах надо звучать не только синхронно, но и стройно, как в симфоническом оркестре. Поэтому репетировать обязательно надо. Иногда программу нужно играть раз 50, чтобы музыка зазвучала. У нас не free-музыка, не чистая импровизация, а то, что требует очень высокой степени внимания.
— Каждая композиция годами отшлифована на концертах?
— И да, и нет, к сожалению. Мы не можем в концерте из двух отделений отшлифовать всё до идеала. Нужно ввести в курс каждого нового музыканта при условии, что концертов не так много. Для кого-то это в некотором смысле профессиональная экстремальная школа. Они здесь обучаются, потому что наш репертуар не похож на то, что люди играли до этого. Я и сам тренируюсь.
— Можешь назвать одно или два имени, которые прошли школу Антона Горбунова?
— Леонид Бирзович. Когда он присоединился к нам в 2012 году, он уже был опытным и техничным гитаристом. Но всё равно он у нас прошёл нормальную такую школу. У нас была некая планка, которую люди брали и вырастали. Уже 11 лет как мы с ним сотрудничаем. Пётр Ившин, Дмитрий Илугдин… Они все были подготовлены, но по-своему учились. И сам я учился. Когда переслушиваю старые записи, отмечаю себе, что сделал не так.
— Общаешься ли ты со слушателями на концертах?
— Обязательно. Я им рассказываю на концертах про пьесы. Когда-то хочется рассказать об одной, потом о другой. Как она появилась и чему посвящена. После концерта когда подходят, тоже общаюсь. И опять мы с возвращаемся к разговорам о «новой» музыке.
— Тебя называют человеком, который возвёл бас-гитару в статус лидирующего инструмента.
— Я с этой фразой не согласен. Она принадлежит Дмитрию Филатову, он в одном из интервью это написал чуть ли не в 2011 году. Я так не считаю, честно. Я больше ансамблевый человек, лучше в аккомпанементе работаю. Потому и играю в квинтете с саксофоном, гитарой и фортепиано. По моему мнению, каждый «цветок» должен раскрыться на красивой поляне-подложке. И за эту поляну отвечаю я. Давно хотел эту формулировку изменить. Мне очень это лестно, но моему видению не соответствует.
— Что бы ты ответил тем, кто называет джаз немелодичной и сложной музыкой?
— Многие люди уже начинают привыкать к джазу. А то, что мы играем, это не джаз. Джаз — это оркестр Петра Востокова, второй этаж Клуба Алексея Козлова — это джаз в его лучших традициях. Есть многие авторы прошлого века и современности, которые писали джаз. Наш мелодизм не относится к джазовым традициям, это скорее сплав различных стилей, в том числе поп-музыки, фьюжн. Ни один джазмен не скажет, что мы играем джаз. И слушатели тоже не скажут. И будут правы. Я бы больше определил наш жанр как фьюжн или джаз-рок. Если хотите, можете называть это мелодикой Антона Горбунова.
— Интересует еще твой период творчества в союзе с Павлом Чекмаковским.
— Мы с Пашкой очень давно познакомились. Году то ли в 98-м, то ли в 99-м, потом друг у друга в проектах играли. И когда начинался квартет, еще не квинтет, эта музыка звучала без саксофона. И вот Чекмаковский там играл очень значительную роль.
Кстати, на пластинке, перевыпущенной сейчас на «Артбите», есть один трек в лайве, где он очень красивую гитарную тему исполняет. И от этого очень многое зависело. Паша – отличный музыкант, очень опытный гитарист, потрясающий. И когда он пришел, он привнес свое понимание музыки. Где-то с 2004 по 2007 годы мы с ним сотрудничали.
— Вы были близкими друзьями?
— Общались, да. А пригласил я его, потому что он потрясающий гитарист. Он знает хорошо эту музыку, любит её и чувствует. Он волшебный гитарист, других слов у меня нет.
— В одном интервью ты сказал, что музыка для тебя – это направление движения и созидания. Ты имел в виду духовность или попытку поменять реальность вокруг себя?
— Тут надо вспомнить контекст, в котором я это сказал. Но, знаешь, что значит «духовность»? Если мы что-то делаем, мы делаем это цельно. Из контекста жизни мы вырваться не можем. Поэтому не стал бы лопатить по поводу духовности.
— У тебя на «Артбите» вышло около 10 альбомов. Скажи, это была идея Николая Богайчука?
— Совместная. Надо отдать ему должное, потому что Коля предлагал интересные вещи. Варнский джаз-фестиваль, к примеру – я вообще думал выкинуть эту запись. Послушал и подумал: «Какой кошмар». Через год только вернулся к ней, и Богайчук мне сказал: «Ты ее не выкидывай, вдруг пригодится». Ладно, Бог, с ним, забыли. А потом выпустили.
Некоторые пластинки появились на свет с его подачи. Я уже ставил крест на них, а он подталкивал их выпустить. И оказался прав.
— Осенью состоялся концерт памяти БигНика — Николая Богайчука, и вы играли на нем такую озорную песенку «Ну-ка. повтори!» с Kle2Go. Вы с Колей были близкими друзьями?
— Больше как партнеры. Хотя у Коли, мне кажется, все были в том или ином смысле друзьями. Он общение всегда начинал с шуток, с анекдотов, и было ощущение, что ты знаком с ним уже 200 лет. Хотя мы и правда давно знакомы – с 1999 года, когда мы в рижском аэропорту встретились.
Был такой поп-проект «Линда», он и сейчас существует. И вот там мы с ним познакомились. У нас ребята надрались, и мы в этой компании передвигались. Он тогда работал, по-моему, в «Союзе» — помогал тащить клавишные и людей, которые самостоятельно уже передвигаться не могли. С тех пор мы с ним сотрудничали, созванивались. Тогда же началась работа над «Идеей Фикс».
Хотя сейчас так вспоминаю… Не могу понять, как мы общались. Интернета же не было, и чтобы ему пластинку, например, передать, нужно было ее сперва нарезать, лично вручить, потом он по телефону скажет резюме свое. А телефоны-то были обычные, городские. Встречались мы где-то в McDonalds…
— Каким он был человеком?
— Весельчак, балагур. Вечнозеленый такой, вечно с настроением «вау». Неунывающий толстяк-весельчак. Проходишь мимо него, он тебя останавливает и говорит, что у него новый анекдот готов. Таким вот он был.
Идей у него всегда много было. Помню, году в 2015 в Варне стоим ночью в плавках в воде – а он мне «А давай вот эту пластинку выпустим?». Я её название тогда даже не помнил. Это как раз про варнский фестиваль речь была. А потом «А давай ещё и «Алексей Козлов Лайв» выпустим, чего ты?
На улице темнотень, луна. Плаваем, хорошо так. А у него раз – и мысль в голове. Так вот и вышли с его легкой руки: «Идея Fixx». «Bass Magic». «Going Forward». «0404». «to do or not to do». «152». «Live at Alexey Kozlov Club». «Live at Varna Jazz Festival».
Jazzmap.ru благодарит Клуб Алексея Козлова, Марию Новикову и Антона Горбунова за подготовку интервью!
___________________
Антон Горбунов — бас-гитарист, композитор и преподаватель. Родился в Кургане 29 ноября 1969 года. Окончил училище по классу кларнета, а затем — уральскую консерваторию им. Мусоргского. Тогда же начал работать с филармоническим оркестром и коллективом Оперного театра как кларнетист. Карьеру бас-гитариста Антон начал, выступая с джазовыми коллективами, в том числе группой «Доктор Фауст» (Свердловск), в которой играли известные на Урале музыканты.
В 1995 году музыкант переехал в столицу, получив приглашение сотрудничать с певицей Линдой. С 1996 по 2001 год работает с разными коллективами, активно собирает материал для собственного диска. Композиция «След», вошедшая в него впоследствии, в 2000 году занимает первое место в одном из всероссийских интернет-конкурсов. Спустя год музыкант принял приглашение гитариста Игоря Бойко поработать над его проектами и альбомами «Five» и «Between the lines». В это же время Горбунов сотрудничал с Валерием Сюткиным. В 2005 году принимает участие в одном из лучших концертов Сюткина в Кремле. Деятельность молодого исполнителя не ограничивается работой с исключительно джазовыми направлениями. Он успешно сотрудничает с Александром Марковым, скрипачом из США, представляющим 3-х часовую скрипичную сюиту для рок-ансамбля.
В 2003 году Антон представил широкой публике свою сольную программу в столичном клубе «Б2». После ожидаемого успеха он регулярно выступает с ней в самых известных джазовых клубах Москвы («Le club», «JVL», «Сool train», «Jazz town»). В этом же году он записывает сольную пластинку «Идея Fix», а затем принимает предложение певца и рок-гитариста Владимира Кузьмина об участии в составе группы «Динамик». В качестве сессионного басиста музыкант участвует в записи альбома «Святой ручей». В 2004 году Горбунов демонстрирует свою универсальность, записываясь в рок-опере «Раскольников» композитора Эдуарда Артемьева. Однако эта запись увидела свет только в 2007 году.
Список джазменов, с которыми сотрудничал Горбунов, впечатляет. Среди них отечественные звезды П. Чекмаковский, И. Бойко, В. Горский, Л. Слепнер, А. Герасимов, С.Чернышов, зарубежные — Чарли Морено, Эрик Мариентал, Дейв Коз, Фил Перри, Бобби Харден, Ти Стивенсон, Натан Вильямс и другие. В последние годы Антон плотно сотрудничает с такими коллективами, как «Sound Cake», «Jazz Aero», «Marimba Plus», «Транс-Атлантик». Он активный участник трех российских фестивалей «Bazz Day» 2006, 2007 и 2010 года, «Джаз-Глобус» в Иерусалиме, European Bassday 2007 года.
В 2008 году дал два концерта с одним из королей и основоположников босса-новы João Donato, неоднократным лауреатом премии Грэмми. В 2010 Антон выступает в московском Крокус Сити Холл вместе с Девидом Сэнборном, который неоднократно становился номинантом на премию Гремми, в том числе за «Лучшее выступление в стиле ритм-энд-блюз».
Антона Горбунова периодически можно услышать с авторскими проектами «День Творчества» и «Bass magic». С ними он записал два новых диска «Солнце-Луна» (День Творчества) и «Bass Magic», а также перевыпущен самый первый альбом «Идея Fix» с включением в него новых композиций.