АФИША ФЕСТИВАЛИ КЛУБЫ ДЖАЗМЕНЫ БЛОГ АЛЬБОМЫ ФОТО СТИЛИ
Легенды джаза Российские джазмены Зарубежные Группы, оркестры
Все

Антон Горбунов

12 февраля на главной сцене Клуба Алексея Козлова состоялась презентация авторского альбома Антона Горбунова «Роза Ветров» («The Wind Rose»): оркестровые джаз, джаз-рок и фьюжн, авторские пьесы Антона Горбунова в исполнении автора, его Квинтета и БДО п/у Петра Востокова.

С Антоном беседует Мария Новиковa (Клуб Алексея Козлова)

- Антон, запись в студии состоялась в начале октября, а презентация альбома состоится в марте — ты перфекционист или были проблемы во время сведения?  

Суть в том, что сведением занимались довольно долго и очень кропотливо. Над сведением работал мой старинный товарищ Сергей Ананьев. Всё, что у меня есть из сведённого за последние 12 лет, это наше с ним сотрудничество. Он хорошо знает мою музыку, сам стиль, и он умеет хорошо слышать, что очень важно. В отличие от многих других людей, с кем я работал, он точно знает, что мне нужно. А поскольку это не малый комбо-состав, а всё-таки биг-бэнд, для меня это была первая такая работа.

Послушать альбом  с 10 февраля >>

Фото Андрей Шуклин

- То есть сводить было дольше и труднее, чем писать аранжировки, репетировать и записываться?

Сложно было, конечно, это была некая интрига. Потому что одно дело запись, где нужно, чтобы одновременно сыграли все вот эти 17 человек, где 13 дудок и ритм-секция. Репетиций как таковых не получалось, а для такой записи, вообще, по-хорошему, закладывается не просто репетиционный период, а планируется ряд концертов. А мы живём же не в той парадигме, чтобы можно было сказать: «Давай-ка, мы тур заделаем!», и все такие: «Ну, конечно, вперёд, пожалуйста, вот тебе зелёный свет, езжай, тебя впереди ждёт 20 концертов». Мы же живём в другом измерении, мы все находимся в пожарно-дежурном состоянии.

Репетиции, безусловно, будут: во-первых, я соберу квинтет, чтобы мы ритм-секцией все собрали, а потом уже воссоединимся с БДО и Петей (ред. Петр Востоков, руководитель Большого джазового оркестра). Технически, мы репетировали, когда записывали: материал всё равно потихонечку, конечно, откладывается, если учесть, что в принципе материал не самый простой и аранжирован для биг-бэнда. Да и и для биг-бэнда это не самая простая задача, потому что мой авторский материал — не джазовая музыка в том формате, в котором обычно играют биг-бэнды. У них уже накатаны связки между группами инструментов, а тут не совсем стандартная ситуация.

Как вам удалось собрать деньги на альбом?

 Есть такая пословица: обещанного 3 года ждут. Мы начали вплотную заниматься сбором средств в начале апреля 2022 года. Я обратился в фонд поддержки инструментальной музыки Алексея Козлова со словами, что я собираюсь записывать свою музыку с биг-бэндом. Сначала пошло, потом как-то приостановилось, потом опять пошло, и через полтора года уже стали появляться реальные аранжировки от Кристины Крит, которой я предложил сотрудничество. А с Левой Боровковым и лейблом JAZZIST мы начали разговаривать ещё давно, после того, как я выпустил пластинку из клуба «Gallery». Лёве очень понравился звук и он предложил выпустить мой альбом с биг-бэндом на JAZZIST. 

Араика (ред. Араик Акопян - арт-директор Клуба Алексея Козлова и сооучредитетель лейбла Jazzist), я пригласил в студию посмотреть своими глазами чем мы, собственно, занимаемся. И, кстати, он сделал мне обложку альбома, по сути стал куратором проекта.

Фото Владимир Волкoв

- Как ты выбирал название для альбома?

Я долго думал, потому что не хотел привязывать название к пьесам. «Роза ветров» была выпущена давным-давно отдельным релизом и мне, если честно, не очень нравится, а вот с биг-бэндом она зазвучала здорово. Даже мне нравится, а это дорогого стоит, чтобы мне моя музыка понравилось! Я скептически отношусь к своему творчеству: слушаешь чужое и думаешь «вау, круто!», а свое слушаешь с мыслями «ну, господи, когда же мы играть будем нормально». А тут Араик спрашивает меня про название, я ему предлагаю и чувствую, что мне самому нравится, потому что для меня эти известные песни звучат в непривычном варианте.

Я давно хотел выпустить пластинку из своих старых пьес, которых у меня скопилось прилично. Я общался с аранжировщиками и предлагал свои композиции, и отозвались Кристина Крит и Виталий Владимиров — мой старый товарищ из Екатеринбурга, руководитель Екатеринбургского биг-бэнда. Вот он больше всего привнес изменений в материал: оркестровал, поменял аранжировки и гармонии в пьесах «Скорое превращение» и «Пляжное настроение», а в инструментальных частях создал много разных музыкальных подпланов, которые слушаются как отдельный материал. То есть он оркестровал статичный материал, он проделав, большую композиторскую работу. Эти пьесы я выпускаю с ним в соавторстве. Вот то, что делает Dirty Loops — песню не узнать даже!

У Виталия свое видение, за что я всегда его уважал.

Настоящий кавер — это твое собственное видение музыкального материала. Этим он ценен, когда музыкант создает свою версию песни. Поэтому «Скорое превращение» и «Пляжное настроение» Владимирова уже имеют новую жизнь как авторские пьесы, потому что кавер — это плюс- минус близкая версия, — мне, как автору, он предложил аранжировку со своим композиторским видением и получилось хорошо, на мой взгляд.

- И будут ли эти композиции звучать на концертах с твоим обычным составом?

Я не думаю, что эта музыка будет часто звучать, к сожалению. Для этого нужно собирать свой биг-бэнд, поэтому мы сыграем презентацию и все.

Фото Владимир Волкoв

- Получается, концерт-презентация альбома это, возможно, единственный шанс услышать альбом с биг-бэндом?

Да, именно, потому что БДО Востокова подписался именно под тем, что мы сделаем запись и сыграем один концерт. И вообще, это довольно индивидуальная вещь, потому что у любого биг- бэнда есть определенное направление, и это собирать 17 человек — целый оркестр! Должна быть организация, зарплаты, сейчас так никто не будет бегать. Если там квинтет, то ты сам и еще четыре полусумасшедших человека, которые готовы тебя поддержать и прийти-сыграть по старой дружбе. Вот моему Квинтету — 22 года, старше только Marimba Plus. Первый наш концерт был в 2002 году в Ле Клубе Бутмана, который перестал существовать в 2007 году.

- Каково тебе было записываться с Петром Востоковым и какое у тебя общее впечатление от совместной работы с биг-бэндом?

Ну, слушай, это как у Жванецкого: хочешь иметь лося — иди егерем. Меня никогда не приглашали писаться с биг-бэндом, и я подумал: «дай-ка, я сам себя приглашу записаться!» Я был очень удивлен, что Петя согласился: это не его формат, и он мне сразу об этом сказал. Я знаю, что он не любит стиль музыки, в котором я играю, но, сделал все очень четко и профессионально во время записи: проверял все голоса секции саксофонов, тромбонов и труб, а ритм-секции не касался. Надо чтобы все эти 13 голосов звучали вместе, стройно, одним штрихом. На самом деле это очень сложная вещь, хотя, казалось бы, все-таки это не 100 инструментов, но даже чтобы вот эти 13 зазвучали слаженно, чтобы связки между инструментами работали.

Это потрясающий опыт в принципе, потому что не каждый день записываешься с биг-бэндом. Одно дело писаться со смешанным оркестром, когда у тебя висят микрофоны, а ты дубасишь, там, мимо, криво — неважно! А тут надо играть четко по ритму, чтобы духовая секция хорошо звучала, и ты всегда ограничен во времени. Это серьезная школа, с удовольствием повторял этот опыт хотя бы пару раз в год. Я, в общем-то, воробей стреляный, с кем я только не играл в своей жизни: с симфоническими оркестрами, квинтетами, квартетами, трио. А вообще, любая запись — это детализация. Детализация ритма, строя, штрихов — как под лупой, и Петя с этим потрясающе справился на записи.

В ритм-секцию я пригласил ребят, в которых был на 100% уверен, в частности Сашу Кулькова. Он буквально с одного дубля записал все партии — вот он, профессионализм! Понятно, что на концерте другая акустика, а на записи нужно сыграть все чётко. Любая запись — это всегда всегда что-то новое, очень многое зависит от состояния твоих коллег, от мониторинга, от того, кто это делает. Например, когда ты записываешься с большим оркестром, то выбор звукозаписывающей студии очень ограничен, соответственно, ты должен принимать те условия, которые у тебя есть. Что-то даже дописывалось дома, хотя инструментальные соло мы не переписывали. Баронин Антон, например, на раз сыграл вообще все соло, как и гитарист Владислав Савенков. Талантливые люди, что поделать!

Фото Владимир Волкoв

Чем обусловлен твой выбор вокалисток?

Мне очень нравится как Катерина Балыкбаева излагает песню. Вот это её латиноамериканская подача с надрывом и интонациями как раз то, что мне было нужно для песни, которая сама написана в таком стилистически смешанном фьюжн - ча-ча-ча жанре. Не все со мной согласны, но мне нравится. А Мариам уже несколько раз пела в качестве спецгостя на концертах «Солнце в окне», так что выбор был очевиден. Она вжилась в неё: это же не просто песенка, где надо протоколировать и всё, там целое драматургическое развитие, завязка и кульминация. Кстати, на презентации обещала быть Катя Балыкбаева!

- Теперь, когда у тебя есть альбомы во всех возможных форматах, у тебя остались еще какие-то задумки, которые ты хочешь реализовать, или это предел твоих мечтаний?

Конечно не предел, но для этого надо вдохнуть-выдохнуть, потому что слишком тяжелый год. Не могу порассказать точно что, но хочется и с симфоническим оркестром что-то сделать, или со смешанным оркестром — с симфоническим и брасс-секцией, или со струнным квартетом. Но сначала приходите послушать новый альбом живьем!

До встречи на Главной сцене Клуба Алексея Козлова 12 февраля 2025 на  презентации нового альбома «Роза ветров»!

Фото Владимир Волкoв

_ _ _ _

Антон Горбунов, один из лучших российских бас-гитаристов, известен в музыкальной среде как человек, способный работать в разных стилях и качествах. Он выступает и как сессионный музыкант, и как постоянный сайдмен, и как композитор, и как лидер собственных проектов. Участник многих Российских и международных проектов. Играл с такими гигантами современного джаза как: David Sanborn, Eric Mariental,Dave Koz , Phil Perry, João Donato, Bobby Harden,Ty Stevenson, звездами российской джазовой сцены. Сгодня он - один из самых  востребованных российских басистов, одинаково хорошо владеющий как бас-гитарой, так и контрабасом. Его авторитет в музыкальном сообществе основан, однако, не только на виртуозной технике и стилистической универсальности, но и на заметном композиторском вкладе в российский джаз. Источник

___________________

С Антоном беседует Мария Новикoва (Клуб Алексея Козлова).

— Давай поговорим о твоём квинтете? Как вы часто меняете программу? У вас же по несколько концертов в месяц.

— Программа у нас довольно обширная. Я постоянно меняю пьесы, В 2022 году мы 20 лет отметили — за  время существования коллектива успел накопиться материал.

— Получается, каждый концерт программа звучит по-новому?

— Тут вот в чём дело. Даже, когда играешь старые пьесы, они всегда по-разному звучат. Например, в Клубе Алексея Козлова мы играем раз в два месяца. И люди, которые приходят к нам не первый раз, спрашивают: «У вас вышла новая музыка?». Я спрашиваю, не узнали ли они старую, и они отвечают «нет». 

Мы меняем пьесы, что-то не играем очень давно, что-то на задворках оставляем. К тому же, мы постоянно переделываем аранжировки. Пьесы, которые переаранжированы, каждый раз звучат по-разному. Появляются новые нюансы, подложка, аккомпанемент. В импровизации музыкант каждый раз мыслит по-новому. 

Ещё очень часто меняется состав: кто-то может, кто-то не может, а кто-то вообще уходит, как Пётр Ившин, например. Когда приходит кто-то новый, зрители слышат то, что уже слышали, но уже в ином прочтении, потому что каждый музыкант мыслит по-разному.

— В ваших программах много импровизации. Как проходят ваши репетиции?

— Естественно, чтобы ввести новых людей в материал, надо с ними поиграть и всё отрепетировать, материал у нас довольно нетипичный относительно музыки, которая везде звучит. Эта история совершенно не похожа, например, на подготовку к джему, когда тебе присылают гармонию или прямо на концерте называют размер, тональность и стандарт. Их знают и могут начать играть сходу. 

А в нашей музыке нет частей в традиционном их понимании, очень много импровизации. Части А и В всегда довольно непростые, плюс в теме мы часто используем унисоны, например, для саксофона и гитары. В этих местах надо звучать не только синхронно, но и стройно, как в симфоническом оркестре. Поэтому репетировать обязательно надо. Иногда программу нужно играть раз 50, чтобы музыка зазвучала. У нас не free-музыка, не чистая импровизация, а то, что требует очень высокой степени внимания.

 

— Каждая композиция годами отшлифована на концертах?

— И да, и нет, к сожалению. Мы не можем в концерте из двух отделений отшлифовать всё до идеала. Нужно ввести в курс каждого нового музыканта при условии, что концертов не так много. Для кого-то это в некотором смысле профессиональная экстремальная школа. Они здесь обучаются, потому что наш репертуар не похож на то, что люди играли до этого. Я и сам тренируюсь. 

— Можешь назвать одно или два имени, которые прошли школу Антона Горбунова?

— Леонид Бирзович. Когда он присоединился к нам в 2012 году, он уже был опытным и техничным гитаристом. Но всё равно он у нас прошёл нормальную такую школу. У нас была некая планка, которую люди брали и вырастали. Уже 11 лет как мы с ним сотрудничаем. Пётр Ившин, Дмитрий Илугдин… Они все были подготовлены, но по-своему учились. И сам я учился. Когда переслушиваю старые записи, отмечаю себе, что сделал не так. 

— Общаешься ли ты со слушателями на концертах? 

— Обязательно. Я им рассказываю на концертах про пьесы. Когда-то хочется рассказать об одной, потом о другой. Как она появилась и чему посвящена. После концерта когда подходят, тоже общаюсь. И опять мы с  возвращаемся к разговорам о «новой» музыке.  

Тебя называют человеком, который возвёл бас-гитару в статус лидирующего инструмента.

— Я с этой фразой не согласен. Она принадлежит Дмитрию Филатову, он в одном из интервью это написал чуть ли не в 2011 году. Я так не считаю, честно. Я больше ансамблевый человек, лучше в аккомпанементе работаю. Потому и играю в квинтете с саксофоном, гитарой и фортепиано. По моему мнению, каждый «цветок» должен раскрыться на красивой поляне-подложке. И за эту поляну отвечаю я. Давно хотел эту формулировку изменить. Мне очень это лестно, но моему видению не соответствует. 

— Что бы ты ответил тем, кто называет джаз немелодичной и сложной музыкой?

— Многие люди уже начинают привыкать к джазу. А то, что мы играем, это не джаз. Джаз — это оркестр Петра Востокова, второй этаж Клуба Алексея Козлова — это джаз в его лучших традициях. Есть многие авторы прошлого века и современности, которые писали джаз. Наш мелодизм не относится к джазовым традициям, это скорее сплав различных стилей, в том числе поп-музыки, фьюжн. Ни один джазмен не скажет, что мы играем джаз. И слушатели тоже не скажут. И будут правы. Я бы больше определил наш жанр как фьюжн или джаз-рок. Если хотите, можете называть это мелодикой Антона Горбунова.

— Интересует еще твой период творчества в союзе с Павлом Чекмаковским. 

— Мы с Пашкой очень давно познакомились. Году то ли в 98-м, то ли в 99-м, потом друг у друга в проектах играли. И когда начинался квартет, еще не квинтет, эта музыка звучала без саксофона. И вот Чекмаковский там играл очень значительную роль. 

Кстати, на пластинке, перевыпущенной сейчас на «Артбите», есть один трек в лайве, где он очень красивую гитарную тему исполняет. И от этого очень многое зависело. Паша – отличный музыкант, очень опытный гитарист, потрясающий. И когда он пришел, он привнес свое понимание музыки. Где-то с 2004 по 2007 годы мы с ним сотрудничали. 

— Вы были близкими друзьями? 

— Общались, да. А пригласил я его, потому что он потрясающий гитарист. Он знает хорошо эту музыку, любит её и чувствует. Он волшебный гитарист, других слов у меня нет.  

— В одном интервью ты сказал, что музыка для тебя – это направление движения и созидания. Ты имел в виду духовность или попытку поменять реальность вокруг себя? 

— Тут надо вспомнить контекст, в котором я это сказал. Но, знаешь, что значит «духовность»? Если мы что-то делаем, мы делаем это цельно. Из контекста жизни мы вырваться не можем. Поэтому не стал бы лопатить по поводу духовности.  

— У тебя на «Артбите» вышло около 10 альбомов. Скажи, это была идея Николая Богайчука?  

— Совместная. Надо отдать ему должное, потому что Коля предлагал интересные вещи. Варнский джаз-фестиваль, к примеру – я вообще думал выкинуть эту запись. Послушал и подумал: «Какой кошмар». Через год только вернулся к ней, и Богайчук мне сказал: «Ты ее не выкидывай, вдруг пригодится». Ладно, Бог, с ним, забыли. А потом выпустили. 

Некоторые пластинки появились на свет с его подачи. Я уже ставил крест на них, а он подталкивал их выпустить. И оказался прав. 

— Осенью состоялся концерт памяти БигНика — Николая Богайчука, и вы играли на нем такую озорную песенку «Ну-ка. повтори!» с Kle2Go. Вы с Колей были близкими друзьями? 

— Больше как партнеры. Хотя у Коли, мне кажется, все были в том или ином смысле друзьями. Он общение всегда начинал с шуток, с анекдотов, и было ощущение, что ты знаком с ним уже 200 лет. Хотя мы и правда давно знакомы – с 1999 года, когда мы в рижском аэропорту встретились.  

Был такой поп-проект «Линда», он и сейчас существует. И вот там мы с ним познакомились. У нас ребята надрались, и мы в этой компании передвигались. Он тогда работал, по-моему, в «Союзе» — помогал тащить клавишные и людей, которые самостоятельно уже передвигаться не могли. С тех пор мы с ним сотрудничали, созванивались. Тогда же началась работа над «Идеей Фикс».  

Хотя сейчас так вспоминаю… Не могу понять, как мы общались. Интернета же не было, и чтобы ему пластинку, например, передать, нужно было ее сперва нарезать, лично вручить, потом он по телефону скажет резюме свое. А телефоны-то были обычные, городские. Встречались мы где-то в McDonalds… 

— Каким он был человеком? 

— Весельчак, балагур. Вечнозеленый такой, вечно с настроением «вау». Неунывающий толстяк-весельчак. Проходишь мимо него, он тебя останавливает и говорит, что у него новый анекдот готов. Таким вот он был.  

Идей у него всегда много было. Помню, году в 2015 в Варне стоим ночью в плавках в воде – а он мне «А давай вот эту пластинку выпустим?». Я её название тогда даже не помнил. Это как раз про варнский фестиваль речь была. А потом «А давай ещё и «Алексей Козлов Лайв» выпустим, чего ты?  

На улице темнотень, луна. Плаваем, хорошо так. А у него раз – и мысль в голове.  Так вот и вышли с его легкой руки: «Идея Fixx».  «Bass Magic». «Going Forward». «0404». «to do or not to do». «152». «Live at Alexey Kozlov Club». «Live at Varna Jazz Festival». 

Jazzmap.ru благодарит Клуб Алексея КозловаМарию Новикову и Антона Горбунова за подготовку интервью!

___________________

Антон Горбунов — бас-гитарист, композитор и преподаватель. Родился в Кургане 29 ноября 1969 года. Окончил училище по классу кларнета, а затем — уральскую консерваторию им. Мусоргского. Тогда же начал работать с филармоническим оркестром и коллективом Оперного театра как кларнетист. Карьеру бас-гитариста Антон начал, выступая с джазовыми коллективами, в том числе группой «Доктор Фауст» (Свердловск), в которой играли известные на Урале музыканты.

В 1995 году музыкант переехал в столицу, получив приглашение сотрудничать с певицей Линдой. С 1996 по 2001 год работает с разными коллективами, активно собирает материал для собственного диска. Композиция «След», вошедшая в него впоследствии, в 2000 году занимает первое место в одном из всероссийских интернет-конкурсов. Спустя год музыкант принял приглашение гитариста Игоря Бойко поработать над его проектами и альбомами «Five» и «Between the lines». В это же время Горбунов сотрудничал с Валерием Сюткиным. В 2005 году принимает участие в одном из лучших концертов Сюткина в Кремле. Деятельность молодого исполнителя не ограничивается работой с исключительно джазовыми направлениями. Он успешно сотрудничает с Александром Марковым, скрипачом из США, представляющим 3-х часовую скрипичную сюиту для рок-ансамбля.

В 2003 году Антон представил широкой публике свою сольную программу в столичном клубе «Б2». После ожидаемого успеха он регулярно выступает с ней в самых известных джазовых клубах Москвы («Le club», «JVL», «Сool train», «Jazz town»). В этом же году он записывает сольную пластинку «Идея Fix», а затем принимает предложение певца и рок-гитариста Владимира Кузьмина об участии в составе группы «Динамик». В качестве сессионного басиста музыкант участвует в записи альбома «Святой ручей». В 2004 году Горбунов демонстрирует свою универсальность, записываясь в рок-опере «Раскольников» композитора Эдуарда Артемьева. Однако эта запись увидела свет только в 2007 году.

Антон Горбунов, бас-гитара, в Доме Музыки

Список джазменов, с которыми сотрудничал Горбунов, впечатляет. Среди них отечественные звезды П. Чекмаковский, И. Бойко, В. Горский, Л. Слепнер, А. Герасимов, С.Чернышов, зарубежные — Чарли Морено, Эрик Мариентал, Дейв Коз, Фил Перри, Бобби Харден, Ти Стивенсон, Натан Вильямс и другие. В последние годы Антон плотно сотрудничает с такими коллективами, как «Sound Cake», «Jazz Aero», «Marimba Plus», «Транс-Атлантик». Он активный участник трех российских фестивалей «Bazz Day» 2006, 2007 и 2010 года, «Джаз-Глобус» в Иерусалиме, European Bassday 2007 года.

альбом гитариста Антона Горбунова

В 2008 году дал два концерта с одним из королей и основоположников босса-новы João Donato, неоднократным лауреатом премии Грэмми. В 2010 Антон выступает в московском Крокус Сити Холл вместе с Девидом Сэнборном, который неоднократно становился номинантом на премию Гремми, в том числе за «Лучшее выступление в стиле ритм-энд-блюз».

Антона Горбунова периодически можно услышать с авторскими проектами «День Творчества» и «Bass magic». С ними он записал два новых диска «Солнце-Луна» (День Творчества) и «Bass Magic», а также перевыпущен самый первый альбом «Идея Fix» с включением в него новых композиций.

композитор и бас-гитарист Антон Горбунов


Антон Горбунов  выпустил альбом "Роза ветров" с БДО п/у Петра Востокова


Мариам Мерабова & MIRAIF Jazz Band


ЛИШНИХНЕТ и группа Мирайф. Мариам Мерабова, Екатерина Балыкбаева, Этери Бериашвили




Звёзды джаза