Макс Дорбеко
Макс Дорбеко — один из немногих музыкантов, кто играет джаз на акустической гитаре. Ему подвластны и джаз, и фьюжн, и рок, и ритм-энд-блюз, но для своих частых выступлений он предпочитает авторский гитарный джаз на акустических инструментах. Мы поговорили с Максом об его образовании, инструментах, и роли гитары в его музыке.
— Вы учились на онлайн курсе «Техника Стива Вая» в Беркли.
— Он очень крутой педагог. За три месяца он даёт разбор всей своей техники. Очень здорово и методично всё показывает. Аналогов такого обучения в России я никогда не встречал. Уроки были записаны заранее, но мы и созванивались с ним, когда была сдача финальных работ. У меня даже фотография с той встречи осталась.
— Вы и в Чикаго стажировались.
— Да. Удалось попасть на программу Open World. Меня и ещё семерых музыкантов отправили в джазовый колледж Чикаго. Было очень интересно. К сожалению, это обучение с российским нельзя сравнить. У нас в академиях 80 процентов обучения — это классическая музыка, а специальность — всего 20. Там был доскональный, щепетильный подход — это уже столетняя методика.
Куратором нашего ансамбля был Джон Феддис, легенда джазовой музыки, обладатель Грэмми. Мы занимались каждый день. Он отмечал, что российские музыканты очень талантливые, но не умеют играть в ансамбле. Каждый тянет в свою сторону, но это неправильно — надо давать свободу музыке внутри коллектива. В этом смысле было здорово перенять опыт чикагской школы: понять, как музыканты чувствуют друг друга в группе.
В Чикаго каждый день был ярким. Нас знакомили с комиссией, которая номинирует на Грэмми. Был урок, на который каждому музыканту сказали принести авторскую пьесу, а затем индивидуально показывали, как её можно интерпретировать, какие идеи применить. Мы слушали чикагский симфонической оркестр, наверное, самый лучший в мире. Каждый вечер у нас были ужины с людьми из индустрии. Мы ездили на фестивали, в Вашингтон, были в клубе Бадди Гая пару раз. Его самого не увидели, но там всегда здорово играли блюз.
Мы играли сольные, и ансамблевые авторские композиции. Джон Феддис зазывал людей на наш отчётный концерт. Говорил, что русские ребята будут музыку играть. Для нас это было очень важно. В общем, каждый день был просто взрывом мозга.
— Вы выступали с басистом Натаном Истом. Каково это — стоять на одной сцене с легендой?
— Он невероятный музыкант, один из лучших басистов планеты. Мы вместе играли на концерте Yamaha. То, что меня пригласили с ним сыграть, для меня стало невероятной событием и честью. Мне очень понравилось с ним играть, надеюсь, ему со мной тоже. Натан Ист уникален, —его можно и с закрытыми глазами узнать — очень музыкальный, классно поёт, но позиционирует себя, как артист и фронтмен.
На репетиции Натан заглянул ко мне в ноты, увидел, что они напечатаны, а не написаны от руки, и попросил прислать ему эти ноты. Мне было очень приятно, что он оценил уровень моей подготовки.
— Вы играете поп, инди, джаз… при этом основным проектом является джазовый квартет.
— В квартете я хочу показать стилистическую многогранность гитары. Слово «джаз», конечно, накладывает определённые стилистические ограничения, но когда зрители выходят с концерта, они говорят: «Мы вообще не знали, что так можно играть на гитаре». Многие думают, что джаз — это певица, саксофон и прочие клише, которые до сих пор сложно преодолеть.
— Акустическая гитара — довольно специфический инструмент для джаза.
— Мне нравится тембр инструмента. Он позволяет показать музыку с другой стороны. В сочетании акустических инструментов есть какая-то магия. Для зрителя это звучит очень приятно и часто неожиданно.
— Какой совет дадите молодым музыкантам?
— Я бы посоветовал искать своё лицо. Не останавливаться на достигнутом, писать свою музыку, развиваться с точки зрения импровизации.
Недавно я решил сделать более интересный инструмент «с нуля» и для этого связался с испанским мастером, который делает датчики для топовых гитаристов мира. Совсем скоро получу посылку, и уже с российским мастером мы их установим. Интрумент будет звучать более живо, станет более открытым, им станет легче управлять.
Послушать альбом Acoustic Dreams
— Из чего состоит программа Acoustic Dreams?
— Я не знал, что у нас где-то существует акустическая площадка. Она нашлась в Клубе Алексея Козлова, в этом, конечно огромная заслуга Араика, (арт-директор Клуба Алексея Козлова -ред.) создавшего для музыкантов уникальную площадку для реализации. Получается, я, сам того не зная, написал программу именно для этого Клуба. Она подходит просто идеально.
Все композиции и аранжировки я написал сам. Я много писал «в стол», в какой-то момент решил подвести черту — и составил концертную программу. Некоторые композиции написал ещё в 17 лет.
В этом году я поставил себе цель собрать квартет и выступить с авторской музыкой. Никаких каверов. Состав сформировался не разу, потому что не всем нравилась моя музыка. Но зато сейчас у нас есть мощный костяк музыкантов. Сначала я пишу музыку и партитуры. А затем каждый музыкант привносит в звучание своё настроение.
— Что для вас вдохновляет сегодня?
— Когда я только начинал, музыка вдохновляла меня. А сейчас — сама жизнь: хорошая погода или какой-то фильм. Я впечатляюсь от всего. Однако, не менее важно музыканту и формироваться, находить своё лицо. Тогда будет и настроение, и уникальность.
_________________
Jazzmap.ru благодарит Марию Новикову за подготовку интервью.