Контрабас в джазе
Контрабас (итал. contrabbasso или basso) — самый крупный (почти двухметровый) и наиблее низкий по звучанию из смычковых струнных инструментов. Контрабас объединяет черты скрипичного семейства и семейства виол. Именно этот инструмент позволил открыть новые технические возможности интерпретации ритма и мелодии в джазе.
Исполнители
До 40-х годов вместо контрабаса использовалась труба. Но благодаря постепенному росту популярности инструмента, ему удалось занять лидирующие позиции в неблольших джазбэндах. В процессе исполнения джазовой музыки с использованием контрабаса чаще всего практикуется «пиццикатная» техника. Пиццикатный басс появился в 1911 году благодаря Биллу Джонсону. Этому событию способствовал один из неординарных случаев, произошедших во время концерта. Когда у исполнителя сломался смычок, дальнейшую игру он продолжил пальцами. В результате подобных действий слушателям открылось совершенно новое, интересное и непривычное звучание, издаваемое инструментом.
А благодаря Попсу Фостеру появилась новая техника звукоизвлечения, названная slap. В ее основе – пиццикато, во время которого необходимо правой рукой дергать струны с большей атакой. Подобная техника позволяет добиться мелодичного удара струн о гриф. За счёт этих мощных «щелчков» контрабас успешно дополняет ритмическую секцию.
Выдающийся контрабасист ХХ столетия – Рэй Браун. Он был участником известного Трио Оскара Питерсона и умел играть по особенному: его музыка отличалась яркими импровизациями, была мелодичной с характерными чистыми интонациями.
В классической музыке басовая партия выполняет поддерживающую роль. Дело обстоит по-другому, если инструмент используется для джазового биг-бенда. Минимальный состав участников дает широкие возможности для сольного исполнения. При этом роль главного аккомпанемента всегда принадлежит контрабасисту. В джазовой музыке контрабас дает возможность построить гармонические басовые линии. Одним из ярких примеров является Walking Bass или «блуждающий» бас: восходящее и нисходящее движение, к которому добавляются различные проходящие звуки.
Сегодня технические возможности контрабаса существенно выросли. Этому способствовало появление современных, новых стилей, к которым относится соул, рок, фьюжн и фанк. Многие контрабасисты любят проводить технические и стилевые эксперименты. Наиболее известными исполнителями, использующими в своем творчестве контрабас и получившими признание поклонников, являются Avishai Cohen, Brian Bromberg, Stanley Clarke и другие.
Прежде чем предстать перед слушателями в современном виде, контрабасу пришлось пройти долгий путь развития. Сегодня любители джазовой музыки могут оценить исполнительские возможности этого инструмента. Нередко его используют в качестве аккомпанемента в ансамблях и оркестрах, а также для сольного исполнения.