Тромбон в джазе
Тромбон (от итальянского trombone, букв. «большая труба») — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Своей джазовой популярностью обязан американскому диксиленду – прародителю современного джаза, который впервые зазвучал в Чикаго и Новом Орлеане в начале XX века.
Исполнители
Тромбон известен человечеству уже более шести веков. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд. Такие трубы делались для удвоения голосов церковного хора, учитывая сходство тембра трубы с человеческим голосом.
Главной особенностью инструментя можно назвать уникальное звучание: глубокие, суровые басы и контрбасы инструмента удивительным образом сливаются воедино при работе трио или квартета. Тромбон быстро нашёл своё место в джазе, поскольку стал отличным инструментом для исполнения басовой линии, равно как и контрмелодии к корнету в виде глиссандо.
Его главное отличие от прочих духовых инструментов – наличие двигающейся U-образной трубки. Она стала заменой свойственным для остальных труб вентилям, позволившей очень мягко и точно менять объём воздуха, находящегося в инструменте. Возможность извлекать звуки хроматического звукоряда таким необычным образом поспособствовала созданию нескольких разновидностей тромбона:
- теноровый (самый распространённый и востребованный),
- альтовый,
- басовый,
- сопрановый и контрабасовый (используются очень редко).
Когда сегодняшние музыканты говорят о тромбоне, они практически всегда подразумевают его теноровую разновидность. Такой инструмент широко использовался в джазовых диксилендах, где применялся для импровизации контрмелодии. Параллельно играл корнетист и кларнетист, который исполнял облигато несколько выше мелодии корнета.
Стандартный джазовый коллектив начала 1920-х годов имел не менее шести музыкантов: басист (контрбас или туба), корнетист, кларнетист, барабанщик, пианист (либо музыкант, играющий на банджо), а также тромбонист. Такие группы любили популяризировать свою музыку, путешествуя по городу в небольших фургончиках, где тромбонисту всегда отводилось место в его задней части. Именно отсюда пошло определение «тромбон задней двери», ведь только здесь музыкант находил себе достаточно места для своих манёвров при игре.
Среди наиболее талантливых тромбонистов любители джаза чаще всего упоминают имя Джей Джей Джонсона (J.J. Johnson) – афроамериканца, подарившего музыкальному миру современный стиль игры на тромбоне. Именно ему относят авторство «трубного» исполнения, позволившего бибопу эволюционировать в кул-джаз. Ещё более мелодичный стиль игры удалось выработать другому выдающемуся тромбонисту Каю Виндингу (Kai Winding), написавшему свой последний и самый популярный альбом в 80-х гг. Настоящим же универсалом, в совершенстве овладевшем самыми разными стилями игры, включая авангардные, специалисты называют известного представителя традиционного джаза и модерн-джаза Джимми Неппера (Jimmy Knepper).
Один из наиболее популярных и профессиональных тромбонистов сегодняшней России - Максим Пиганов, выступающий как в оркестре им. Лундстрема, так и с собственными проектами: "Тромбон-Шоу" и Трио "LEF".