Джаз-мануш
Jazz-manouche (мануш) или gypsy-jazz (цыганский) — направление родом из Европы, соединившее традиционные мотивы цыган группы «мануш» и свинг. Солирующий инструмент — акустическая гитара, к которой присоединяется скрипка, аккордеон, саксофон и кларнет. Ударные отсутствуют, перкуссия создается особым гитарным ритмом.
Исполнители
Европейское направление джаза, совместившее в себе этнические традиционные мотивы цыганской группы «мануш» и свинга, получило название jazz-manouche или gypsy-jazz. Акустическая гитара — обычно солирующий инструмент коллектива, исполняющего музыку в этом стиле. Также в этой роли может выступать аккордеон, скрипка, кларнет и саксофон. Отсутствующие ударные заменяет аккомпанирующая гитара, с помощью которой реализовывается перкуссия. Ведущая партия отличается быстротой ритма и характерными для стиля переходами к импровизации. Среди важных элементов стоит особо выделить цыганскую гамму — венгерский минор, а также дважды мелодический минор, который комбинируется со вспомогательными тонами, хроматизмами. Слабая доля подчеркивается при помощи ритма, а ритмический рисунок свингуется.
Цыганские музыканты играли в местах скопления большого числа простого народа: на ярмарках, площадях, рынках. В этих местах была в основном востребована танцевальная музыка, а самым успешным был тот, кто заставлял окружающих пуститься в пляс. Мелодия должна быть простой, но красивой, эмоциональной, искренней и темпераментной. Те цыганские кланы, что нашли пристанище в парижских предместьях в конце 19 века, активно использовали стиль Bal-musette. Этот французский танец был популярен с 1980 года и активно исполнялся на площадях. По сей день одной из основ стиля gypsy-jazz является именно его мелодия.
В 20-30 годы прошлого века в Париже ощущалась потребность в каком-то новом музыкальном направлении. Этими предпосылками вооружились Джанго Рейнхард и братья Ферре, который и стали развивать джаз-мануш, мгновенно приобретший многочисленную армию поклонников. Однако в 40-х годах популярность стиля померкла под массивным наступлением бибопа и прочих джазовых направлений. Массовый интерес к гипси-джазу был утрачен, однако, он не был забыт. Сегодня это одно из самых интересных этнических направлений джазовой музыки, которое продолжает развиваться.