Бибоп
Bebop (бибоп или просто боп) — стиль джазовой музыки родом из первой половины 40-х годов прошлого века. Основная черта — сложные импровизации и быстрый темп, которые обыгрывают гармонию, а не мелодию. Для первых слушателей он был слишком быстр, резок и даже «жесток».
Исполнители
В начале 40-х годов прошлого века в джазовой музыке появился стиль, который отличался от традиционного быстрым исполнением и сложными импровизациями. Он получил название бибоп и стал настоящей революцией в джазовом мире. Боперы по-новому трактовали само значение музыки, обыгрывая гармонию, а не мелодию. Родоначальниками стиля стали Диззи Гиллеспи (труба), Чарли Паркер (саксофон), Телониус Монк и Бад Пауэлл (клавишные), Макс Роуч (барабаны). Они исполняли «музыку для музыкантов», основанную на ритме, значительно отдалившись от танцевального стиля, в основе которого была мелодия. Слушатели далеко не сразу оценили сложные импровизации, они говорили, что новое направление слишком резко и быстро, даже «жестоко».
Предвосхитил появление бибопа кризис джазовой музыки 30-х годов, когда создавалось огромное количество биг-бэндов, играющих модную танцевальную музыку. Участники коллективов не ставили цель выразить дух джаза, а только зарабатывать деньги, буквально паразитируя на заготовках и приемах лучших коллективов. Будущие боперы предприняли попытку вырваться из порочного круга. Основная роль в этом досталась нью-йоркским музыкантам, среди которых был Dizzy Gillespie (труба), Charlie Parker (альт-саксофон), Kenny Clarke (ударные) и Thelonious Monk (клавишные). С легкой руки Гиллеспи музыка, которую они исполняли, стала называться bebop. Согласно легенде, это имя образовалось от блюзовой квинты, которую он напевал этим сочетанием слогов.
Главным отличием бопа от традиционного джаза стала сложная гармония, построенная на иных принципах. Паркер и Гиллеспи ввели сверхбыстрый темп исполнения, таким образом, предотвратив появление непрофессионалов среди боперов. Импровизация в бибопе начиналась с синкопированной или второй доли, нередко она обыгрывала гармоническую сетку или уже известную тему. Этот стиль идеально подходил для игры небольшого коллектива, типа квартета и квинтета. Боп стал популярен в городских джаз-клубах, куда публика приходила послушать известных джазменов, а не танцевать. Музыканты постепенно превратили bop jazz в интеллектуальную форму, отдалив его от истоков — чувств.
Еще одним ярким отличием стало эпатажное поведение музыкантов нового направления. До сих пор они остались символами бибопа: шляпы Монка, изогнутая труба Гиллеспи, выходки Паркера. Боп был богат на таланты и революции. Диззи Гиллеспи продолжил свои эксперименты и основал направление афро-куба, популяризировал латино-джаз и открыл миру немало звезд этого стиля.