Мейнстрим
Ведущий стиль джаза, оформившийся в 30-е годы прошлого века среди руководителей биг-бэндов, получил название «мейнстрим». Ведущие исполнители собирались в джазовых клубах, чтобы просто поиграть любимую музыку. Такие клубные выступления, впоследствии записываемые на студиях, были очень традиционны и лишены всякого новаторства.
Исполнители
Руководители известных джазовых коллективов 30-х годов имели обыкновение собираться в клубах, чтобы просто поиграть джаз. Это традиционное исполнение получило название «мейнстрим». Клубный джаз нередко записывали на студиях, такие пластинки до сих пор входят в золотые коллекции. После повального увлечения авангардными течениями, майнстрим возрождается лишь в конце 70-х годов. Сегодня существует понятие современного мейнстрима, которым обозначают любую актуальную джазовую музыку, далекую от классического, традиционного джаза.
Мейнстрим включает три направления: Страйд или «горячий» джаз северо-востока, джаз Западного побережья и стиль Канзас-сити. Hot страйд был наиболее популярен в Чикаго, где его исполняли Луи Армстронг, Мак Портланд, Энди Кондон. Стиль, распространенный в Канзасе, отличался лиричностью, близостью к блюзу. На Западном побережье джаз царил в клубах Лос-Анджелеса, где его исполнял Майлз Дэвис и другие яркие джазмены.
Harlem Stride («гарлемский шагающий») — фортепианный стиль на основе рэгтайма, в который были добавлены гаммы, арпеджио и другие фортепианные элементы классической музыки. Он возник в Манхэттене и Гарлеме во время Первой мировой, появление стиля связывают с тем, что исполнение музыки каждую ночь делало ее скучной, поэтому музыкантам приходилось разбавлять рэгтайм и создавать виртуозную композицию. Это получалось настолько удачно, что со временем пианисты стали аранжировать любые популярные мелодии, превращая их в джазовые импровизации. Первыми исполнителями страйда традиционно считают Лаки Робертса, Фэтса Уоллера, Ральфа Саттона, Дона Юэлла и других известных музыкантов.
Для страйда характерна особая манера исполнения: левая рука отбивает четырехударный пульс в одиночных басовых нотах, а также аккорд на 2 и 4 ударе, септиму или дециму на 1 и 3. Она совершает интенсивные движения, как бы «шагая» по клавиатуре, что, собственно и дало название направлению. Правая рука при этом играет рифф, мелодию, контрапункты.